Не совсем обычной была презентация выставки лениногорского художника Мудариса Мингазова в Елабуге. Здесь и на тальянке играли, и пели, и даже состоялись встреча земляков и семейный вечер в миниатюре. Так тепло и душевно было, наверное, потому, что и сам живописец – душевный и добросердечный человек.
Портреты близких людей, деревенские пейзажи, натюрморты в национальном духе дышат непосредственностью и нежностью, ведь на этих полотнах художник запечатлел действительно любимое. В художественной галерее Елабужского государственного музея-заповедника, организовавшего экспозицию, разместилось 37 картин, а всего их у Мудариса Мингазова более шестисот, предпочтение он отдает крупному формату.
Уроженец рабочего поселка Шемордан Сабинского района, он страстно любит деревенскую жизнь:
– Я сам пропитан этим деревенским, философским отношением к жизни. Сельские люди чистые, восприимчивые. Они близки к природе, слушают песни соловья, журчание ручья, поэтому, наверное, много поэтов и художников выходит из села.
Отец художника тоже рисовал, но… исключительно лошадей. Те рисунки казались Мударису самыми красивыми. Начал писать и сам. В десятилетнем возрасте стал "знаменитым художником" в масштабах своего класса, а к окончанию школы его признал весь поселок. Немалую роль в развитии таланта сыграл удивительный человек, классный руководитель Мендель Гарипович Валиуллин, который тоже приехал на открытие выставки. Он рассказал, что Мударис был его первым помощником, очень способным учеником. Педагог учил школьников выразительно читать, вел занятия в драматической студии, занимался с детьми спортом. А уж танцы – это отдельная история. Несколько ребят записались в организованный учителем кружок татарской национальной пляски, но никто не выдержал напряженных занятий, кроме Мудариса. Тот мог плясать до полуночи, а на различных конкурсах занимал призовые места.
Мендель Валиуллин заметил и способность ученика к живописи, ведь педагог вел занятия и в художественном кружке.
Национальная тема прослеживается во многих работах Мудариса Мингазова. Вот, например, "Свет в родном доме": окно с резными наличниками и кружевной занавеской, пожелтевшая береза, минарет мечети, хлебные колосья, ароматный белиш, старинная лампа и оживляющее это полотно, объединяющее элементы в одно целое лицо миловидной женщины в национальном головном уборе. Глядя на картину, зритель вспомнит свой родной дом, свое детство, свои березы… Ну а в последнее время Мударис Мингазов открывает в себе портретиста. Любимой же из привезенных на выставку работ художник назвал портрет супруги, запечатленной в образе лунной царицы.
– У меня ведь две мамы. Родную, Сазиду, к сожалению, не помню – она очень рано умерла. Воспитывали меня вторая мама Факия и отец Мухетдин, который прошел три войны.
Факия – женщина удивительная. Ее сватали за овдовевшего Мухетдина. Долго не соглашалась, но однажды, зайдя в дом, она увидела четверых ребятишек с грустными глазами, обняла их да так там и осталась.
На открытие выставки приехали многие родные и земляки Мингазова. Ему очень хотелось, чтобы они увидели Елабугу, и это произошло. Тем более что среди близких тоже есть художники, например брат Таврис.
Сам Мударис Мингазов впервые здесь побывал в качестве участника cимпозиума по современной живописи, во время которого художники со всей страны писали Елабугу. Знакомство с организаторами – директором музея-заповедника Гульзадой Руденко и его сотрудниками и вылилось в нынешнюю выставку. Представить свои работы на родине Ивана Шишкина – волнующее событие для художника. До этого живописец выставлялся во многих городах Татарстана. Двадцать лет прожил в Нижнекамске, откуда, по собственному признанию, "устав от внимания", бежал в незнакомый Лениногорск. Там уже десять лет, и, конечно, быстро стал узнаваемым.
После Елабуги выставка отправится в Шемордан, будет размещена в школе, где учился будущий художник. И здесь тоже будут земляки и родные, и будет звучать тальянка в руках друга, бизнесмена и поэта Рината Вильданова, который играл на открытии выставки в Елабуге.