С чего начинается музей? С экспоната. Его можно увидеть, разглядеть, а можно – потрогать. Разумеется – не всегда и не всем! Музейщики как зеницу ока оберегают неприкосновенность экспонатов, но нам повезло – выставка "О чем молчали предметы" в рамках проекта "Музейный мир в твоих руках" в литературно-мемориальном музее А.М. Горького необычная, она для слабовидящих.
Старшеклассники 172-й школы воспринимают мир по-особому – руками. Они пришли в музей, чтобы через предметный ряд познакомиться с мещанско-купеческим бытом конца XVIII – начала XIX веков, узнать о бытовании в ту пору в Казани юноши Алеши Пешкова – в качестве помощника пекаря…
В собственно литературной экспозиции предметы быта составляют исторический контекст. Впрочем, все здесь исторический контекст: даже само пространство, воздух этих комнат…
Четырнадцать залов подробно рассказывают о жизни и творчестве Алексея Максимовича. Ребятам показали один: "Казанские университеты Максима Горького". В экскурсию вошло также посещение пекарни, рабочего места будущего всемирно известного писателя.
А встречает детей Булочник, предлагая ароматные булки. Уж не сам ли это Алеша Пешков, в картузе, сюртуке, косоворотке? Примерно таким он и был, приехав в Казань, где многое случилось у него впервые: знакомство со "странными" людьми народовольческого толка, первые стихи. И первую любовь он встретил тоже здесь. Недаром в шестидесяти произведениях писателя мы встречаем казанские мотивы…
Старшеклассники с интересом трогают руками и косоворотку, и лапти, и крючья грузчиков с пристани – босяков, нищебродов, среди которых Алеша зарабатывал свои 12-15 копеек: 3 – на булочку, 2 – на кипяток, остальное – на книжки… А голос великого Шаляпина поет знаменитую "Эй, ухнем", так любимую грузчиками с пристани.
Много предметов быта – и уцелевших в употреблении доныне, и существующих только как музейные экспонаты – "увидели" руками дети. Это и счеты, и касса, гири, весы, музыкальные инструменты: гусли, балалайка, гармоника…
В самой же пекарне детей ждало самое интересное. Живой рассказ одного из авторов музейной экспозиции – Ирины Вавиличевой – воскресил рабочий день юного Пешкова, который и печь топил, и тесто месил в огромном ларе, и караваи в печь сажал, и бублики варил. "Это уже после того, как сваренные бублики вынут из котла с подсоленной водой, сажали их в печь, – рассказывает ребятам экскурсовод, – а первые булочки бывали готовы ровно к полуночи, когда ваши предки возвращались из Летнего театра и заходили, проголодавшись, в булочную Андрея Деренкова".
Собственно, выставкой такой показ можно назвать условно, это, скорее, синтез разных форм деятельности современного музея – фондового показа, выставочного проекта и музейного занятия.
Идея возникла несколько лет назад, когда делегация Национального музея Татарстана побывала на фестивале "Интермузей-2003" в Москве и познакомилась с проектом Самарского областного историко-краеведческого музея, ориентированным на работу с незрячими людьми. Знаменательно, что у нас выставка начала работу в Год благотворительности. Ирина Вавиличева говорит:
– По инициативе Алексея Максимовича создавались кружки, объединения молодых авторов, издательства, он устраивал елки для бедных и сирот, зазывая их с улицы. А музей благотворительные традиции Горького поддерживает и продолжает на протяжении 67 лет своего существования. Проводим "горьковские" елки. Даем возможность художникам, поэтам показывать свое творчество, бесплатно предоставляя залы…