На гастролях, как в горах или в разведке, можно сразу понять, что за человек находится рядом с тобой. И там и здесь бывают различные экстремальные ситуации. Музыкант, как любая творческая личность, чутко слышит фальшь. А насколько важно чувствовать сидящего за соседним пультом, доверять ему! Ведь от этого зависит настрой каждого музыканта, а в результате – звучание всего оркестра. Поэтому каждые гастроли – это очередная проверка на профессиональную и человеческую прочность.
Лишний раз я в этом убедилась, отправившись вместе с Государственным оркестром народных инструментов РТ под управлением заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, профессора Анатолия Шутикова по одному из недавних гастрольных маршрутов этого прославленного творческого коллектива: Казань – Альметьевск – Набережные Челны – Казань.
После вечернего концерта на сцене УНИКСа с участием народного артиста России аккордеониста Валерия Ковтуна оркестр в том же составе наутро отправился в путь.
Инструменты, костюмы, ноты загружены уже с вечера. Прекрасное и тихое осеннее утро. Туман. В автобусе кто дремлет, кто оживленно беседует, в зависимости от темперамента. К полудню на горизонте появились альметьевские холмы-сопки, окутанные низкими облаками. Впереди – встреча со слушателями столицы нефтяного края.
Подъезжаем к Дворцу культуры "Нефтьчи", где недавно прошла масштабная реконструкция. Ее завершение было приурочено к грандиозному празднику по случаю добычи нефтяниками Татарстана трехмиллиардной тонны нефти. Директор Дворца культуры – заслуженный деятель искусств РТ Валерий Саматов (к слову, ученик Анатолия Шутикова) выступил в роли гида и с гордостью провел экскурсию по своим "владениям". А показать ему было что: современные сцена и зрительный зал на тысячу мест, оснащенные двумя видеоэкранами; наверху – еще один зал, где планируется возродить светские балы; зимний сад с экзотическими птицами и прочей живностью; в фойе – живописные работы местных художников. Картины не только украшают интерьеры, в оформлении которых использованы самые современные строительные материалы, но и делают их более уютными и "теплыми".
После разгрузки инструментария музыканты поехали размещаться на базе отдыха "Юность", расположенной в сказочно красивом сосновом бору. Обед, недолгий отдых, репетиция, и вот уже незаметно подошло время концерта.
Зал полон. На праздник музыки пришли ценители и любители оркестра народных инструментов и аккордеонного искусства. Среди зрителей много музыкантов разных возрастов, ведь в городе хорошая музыкальная школа и известное в Татарстане музыкальное училище, выпустившее из своих стен немало интересных музыкантов.
К моменту выхода на сцену Валерия Ковтуна зал уже был "разогрет": этому способствовало задорное исполнение оркестром пьесы американского композитора Оливера в обработке А.Цыганкова "Опус №1". С первых же звуков аккордеона зрителей пленило то, что инструмент в руках Валерия Ковтуна то плакал, то смеялся. Почти каждый концертный номер музыкант предварял краткими комментариями. Например, перед исполнением пьесы собственного сочинения "Исповедь" он сказал: "Каждый человек хоть немного грешен, поэтому, если хотите, можете тихо исповедоваться, слушая эту мелодию". А прежде чем сыграть экспрессивную пьесу "Испанская женщина", Валерий Ковтун рассказал о том, как много лет назад на одной из улиц Барселоны на фоне творений великого Гауди он увидел испанку, которую до сих пор не может забыть: "В ней была особая красота, которая характерна именно для испанских женщин. И я попытался передать это в своей пьесе".
В тот вечер также прозвучали молдавские и болгарские мелодии, "Цыганочка", "Аргентинское танго", "Сиртаки"и другие пьесы в исполнении оркестра и солистов.
Концерт закончился овацией. Зал благодарил и музыкантов, и тех, без кого этот праздник не состоялся бы. Это прежде всего руководство НГДУ "Альметьевскнефть" ОАО "Татнефть", администрация Альметьевского муниципального района.
Концерт окончен. А дальше надо быстро, в темпе погрузить все инструменты, костюмы, ноты. И при этом ничего не забыть, не повредить, правильно разместить. У каждого инструмента – свое "забронированное" место. Завтра утром снова в путь. Следующий город – Набережные Челны. А пока – ужин и отдых.
В тот же день мы разговорились с Валерием Ковтуном, и он поделился своей давней мечтой – создать в Москве Центр аккордеониста, где бы встречались музыканты со всего бывшего Союза и проходили мастер-классы.
И снова дорога. От изморози все вокруг белым-бело: деревья, кусты, трава. Ощущение спокойствия и умиротворения, но музыкантам нельзя расслабляться. И вновь, по прибытии, все делается четко, по знакомому сценарию. А после обязательной дневной репетиции – вечерний концерт в Органном зале, по акустическим данным лучшем в республике. В фойе, как и в Альметьевске, рядом с картинами местных художников развернута специально привезенная из Казани выставка, рассказывающая об оркестре и его художественном руководителе. Один из стендов посвящен первому совместному выступлению В.Ковтуна с оркестром Шутикова в марте 2006 года в Казани. (Именно на этом концерте Ковтун пригласил коллектив Татгосфилармонии выступить на своем юбилейном вечере в феврале 2007 года в зале Государственного Кремлевского дворца в Москве – лучшей концертной площадке страны!). Творческое сотрудничество музыкантов продолжается и поныне. И это только на пользу слушателям, которые умеют быть благодарными, выражая свой восторг аплодисментами, криками "браво". И не только. К примеру, исполнение В.Ковтуном "Болгарского мотива" вдохновило одну из зрительниц на трогательный поэтический экспромт, который она и преподнесла маэстро сразу после выступления.
К такой публике хочется возвращаться вновь и вновь. Поэтому гастроли Государственного оркестра народных инструментов РТ в Набережных Челнах становятся традиционными. И уже 28 ноября здесь состоится следующее выступление музыкантов с программой "Очарование романса" и с участием московских солистов.
Два концерта в Набережных Челнах прошли на одном дыхании. Наблюдая за оркестрантами и их художественным руководителем, нельзя было не восхититься их энергией, оптимизмом, работоспособностью, профессионализмом и взаимопониманием.
На обратном пути домой в автобусе музыканты оживленно общались, пели песни, не чувствуя усталости, будто и не было позади напряженных гастролей. Позитивный настрой – пожалуй, самая характерная черта и самого Анатолия Шутикова, и его оркестра. И еще я вновь убедилась, что отношения внутри этого творческого коллектива – как в большой и дружной семье.
Фагима КАВЕЕВА.