Коль на ярмарку пришли – так гуляйте!

Окунуть всех пришедших в атмосферу ярмарки XIX века – такую цель ставит перед собой коллектив Елабужского музея-заповедника, берясь за возрождение старинных традиций.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Окунуть всех пришедших в атмосферу ярмарки XIX века – такую цель ставит перед собой коллектив Елабужского музея-заповедника, берясь за возрождение старинных традиций. Спасские ярмарки, столь любимые горожанами полтора столетия назад, решили вновь проводить в Елабуге. Как и прежде, они будут проходить на площади Спасского собора во второй половине августа, когда отмечаются православные праздники во имя Спаса, об этом сообщила директор музея-заповедника Гульзада Руденко.

"С пылу с жару, пятак за пару", – всегда приговаривала моя бабушка, жаря на сковороде пухлые дрожжевые лепешки. Это фраза из ее детства, ведь она застала шумные ярмарки в своем поселке, которые навсегда запомнились ощущением веселья и праздника.

В Елабуге, купеческом городе, ярмарки в XIX веке проводились часто и собирали множество торговцев из разных городов империи и еще больше покупателей. Были даже построены специализированные торговые площади: хлебная, рыбная, сенная и так далее.

На ярмарках всегда было шумно, шли народные гуляния. Бой барабанов, звон колокольчиков на каруселях, яркие вывески, бойкие разносчики сладостей, зазывалы – все это манило горожан, затягивая в пестрый ярмарочный хоровод. "Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!" – писал о ярмарке поэт Некрасов. Здесь выступали акробаты, танцовщицы, фокусники, сбитенщики разливали горячий, пахнущий медом сбитень, торговцы квасом черпали напиток из ведер кружками, из пышечных разносился запах свежеиспеченных плюшек, продавались мороженое, вафли, а за знаменитыми елабужскими пряниками с алым пояском приезжали специально постоянные покупатели.

Спасскую ярмарку в Елабуге любили больше всего. На время ее проведения возле собора располагались балаганы и лотки. Служители храма даже имели свои лавки, которые сдавались в аренду. В середине века для удобства торговли на средства купцов Стахеевых были выстроены комплексы торговых рядов – по типу петербургского Гостиного двора, но в миниатюре. Эти здания хорошо сохранились до наших дней (в одном из них располагается спортивный зал школы милиции).

На ярмарку доставлялись товары из почти сотни городов России. Из Казани везли готовое платье, кожи, обувь и меха, из других мест – посуду, сукно, пуховые платки, конскую сбрую, не отставали от приезжих и местные ремесленники. Имеются сведения, что в 1873 году на ярмарку было привезено товара на 120 тысяч рублей. Тогда в городе насчитывалось 715 купцов. По богатству и количеству людей торгового сословия Елабуга превосходила даже губернскую Вятку.

Спасская ярмарка постепенно расширялась, ей становилось тесно на соборной площади, и была она перенесена за город. В годы революции и Гражданской войны ярмарки в Елабуге не проводились. Спасская ярмарка вновь прошла в 1922 году и просуществовала до 40-х годов XX века. После Великой Отечественной войны таких торговых съездов в городе уже не было.

Конечно, возрожденная ярмарка не будет выполнять свое прежнее предназначение: иной век, иные потребности. Она призвана стать изюминкой исторического города, что должно привлечь еще больше внимания, а вместе с ним туристов и бизнесменов. Скоморохи, театрализованные представления, торговцы с лотками, балаганы и прочие элементы воспроизведут атмосферу старинной ярмарки. Но и собственно торговле тоже будет уделено немалое внимание: в качестве основного товара выбраны изделия декоративно-прикладного творчества. Сюда пригласят мастеров из разных регионов, так что гости ярмарки смогут в одном месте увидеть произведения различных школ и направлений. Чтобы соблюсти традиции, предпочтение предполагается отдавать умельцам, изготавливающим предметы, которые в XIX веке делались и продавались в Елабуге. А здесь было много кузнецов, гончаров, бондарей, мастеров ручного плетения, вышивальщиц. Возможно, ярмарки послужат возрождению народных ремесел, ведь мастера смогут учиться друг у друга, обмениваться опытом, создавать творческие союзы. Идею поддержала Торгово-промышленная палата Закамья.

Но и это еще не все. В дни проведения ярмарки планируется организовать и фестиваль колокольного искусства, благо в нынешнем году на долго пустовавшей звоннице Спасского собора было установлено 12 новых колоколов, настроена система звонов. В эти же дни будет проводиться фестиваль Средневековья с реконструкцией боев, историческими инсценировками, городом мастеров.

Теперь дело за обустройством соборной площади, реставрацией старинных торговых рядов, и – можно зазывать народ на ярмарку…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще