Набережночелнинский государственный театр кукол, с которого в автограде начиналось профессиональное театральное искусство, готовится отметить свое двадцатилетие.
С 1988 года театр занимает часть здания типовой общеобразовательной средней школы, где оборудован зрительный зал на 130 мест. За это время на его сцене увидели свет 70 спектаклей на русском и татарском языках, в том числе пять постановок для взрослой аудитории. Ежегодно гостями театра становятся более 50 тысяч зрителей. Придумываются новые формы общения с ними: детские викторины, конкурсы рисунков, поделок, чтецов стихов. Экскурсии за кулисы, выступления артистов на городских праздниках – все это, конечно, выходит за рамки профессиональной деятельности театра. Но именно тематические программы "Бабушкина суббота", "Папин день", "День именинника" позволяют ему заявить о себе, как об очаге культуры для всей семьи.
Набережночелнинские кукольники побывали на гастролях во многих городах Татарстана и других регионов России, а также краины и Казахстана, становились участниками международных и всероссийских театральных фестивалей "Московские каникулы", "Белгородская забава", "Петрушка Великий", "Оренбургский арбузник", "Чир-Чайаан", "Веселая коза".
Улучшается финансовое обеспечение театра, который за свою историю пережил немало мытарств. Сначала у него был республиканский статус, потом он стал городским. Но случился пожар на КамАЗе, и надежды на щедрую спонсорскую помощь со стороны градообразующего предприятия оказались тщетными. Снова пришлось проситься под крыло Министерства культуры РТ, которое теперь выделяет на содержание театра 7 миллионов рублей в год. Еще полтора миллиона рублей он зарабатывает сам. Если учесть, что сделать один спектакль стоит 120 тысяч рублей, бюджет более чем скромный.
– Но жить можно, жаловаться грех, – говорит директор театра Зухра Митрофанова. И тут же уточняет: – Если не думать о будущем. В свое время вариант с размещением театра в школе был почти идеальным. Однако сейчас он не устраивает и труппу, и самое главное – зрителей. Набор приспособленных помещений, как их ни реконструируй, все равно не превратится в классический репертуарный театр. Городские власти готовы отдать нам школьное здание целиком, но что это изменит?
– Размеры сцены, ее инженерное оборудование, – подключается к разговору главный режиссер театра Игорь Клюев, – должны предоставлять постановщику, художнику спектакля, актерам полный творческий простор. А у нас организация сценического пространства из-за тесноты находится на уровне самодеятельности. Какие тут спецэффекты, использование компьютерных технологий! Занимаясь режиссурой спектакля, я в первую очередь помню о том, что зрители, располагающиеся по бокам зала, часть сцены просто не видят. Из-за малочисленности труппы (в ней всего шесть актеров, хотя согласно штатному расписанию должно быть 20) приходится отказываться от постановки масштабных спектаклей. Максимум, что мы можем себе позволить, – сыграть пьесу с 3-4 действующими лицами. Поэтому реализация многих творческих проектов откладывается. Сейчас набрали курс из челнинских ребят для обучения в Казанском театральном училище, но вернутся ли они к нам после окончания учебы – вопрос.
Зарплата провинциальных актеров такова, что даже социальная ипотека для них недоступна. Снимать квартиру у частника – еще дороже. Именно жилищная проблема становится камнем преткновения при расширении труппы. Возможность пригласить кого-то со стороны отсутствует, хотя среди иногородних профессионалов желающих перебраться в Челны хватает. Выход из положения в театре видят в организации с помощью городских властей общежития гостиничного типа, где молодому пополнению предоставлялись бы комнаты.
А вот в том, чтобы обзавестись собственным зданием, выполненным по индивидуальному проекту, о чем в театре мечтают несмотря ни на что, муниципалитет мало чем может поспособствовать… Только на разработку проектной документации необходимо изыскать 15 миллионов рублей, а общая стоимость строительства потянет на 320 миллионов рублей.
– Коллегам в драмтеатрах проще решать вопросы, связанные с укреплением материальной базы, – продолжает И.Клюев. – К кукольникам же у чиновников, да и общества в целом отношение как к чему-то не слишком серьезному. Между тем надо понимать: мы театр для маленьких зрителей, но мы не маленький театр.
– С советских времен все мы помним слова: "Все лучшее – детям!" Но когда заходит речь о театре для них, этот лозунг почему-то превращается в пустую фразу, – прибавляет З.Митрофанова.
Тем не менее творческий коллектив театра сохраняет оптимизм. И сейчас с увлечением занимается ремонтом своего временного пристанища. К сожалению, деньги на него (3 миллиона рублей) поступили только в сентябре, поэтому открытие нового сезона состоится позднее обычного – в начале декабря. Работой плотников и маляров "дирижирует" главный художник театра Алексей Митрофанов.
– Когда проблем много, это даже хорошо: чувствуется пульс жизни! – утверждает он. – Мне нравится делать ремонт в здании и одновременно оформлять спектакли.