Есть у новой постановки и особенность. По словам художественного руководителя балетной труппы Владимира Яковлева, воссоздавая этот балет, он руководствовался мыслью великого М.Петипа, считавшего, что "при возобновлении прежних балетов следует не копировать то, что было сделано другими в стародавние времена, а сочинять танцы в соответствии с собственной фантазией, своим талантом и вкусами публики своего времени". И поэтому, неукоснительно следуя традиции нашего театра бережно сохранять классическое наследие, В.Яковлев дополнил хореографию некоторыми новшествами, а также использовал новые технические возможности сцены, появившиеся после недавней реконструкции театра. И это приблизило балет, родившийся в 70-х годах XIX столетия, к нашему времени.
Другой особенностью нынешнего спектакля стало то, что в нем занята вся труппа, а это три состава артистов, которых готовили к премьере педагоги-репетиторы Луиза Мухаметгалеева и Бахытжан Смагулов. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Ренат Салаватов. А оригинальную сценографию и костюмы создала хорошо знакомая казанцам по ряду балетов, поставленных у нас, московская художница Анна Нежная.
Талантливо разыгранный сказочный сюжет о взаимоотношениях людей и кукол, синтез реалий жизни и фантазии не оставили равнодушными зрителей всех возрастов. В центре истории, которая легла в основу балета, двое любящих молодых людей – Сванильда и Франц. Они живут в городке , где творит и таинственный мастер Коппелиус, изготавливающий хитроумные механические игрушки. Одна из них – красивая девушка Коппелия, целый день сидящая на балконе с книгой в руках, неподвижно и молчаливо. Многие молодые люди этого городка пытались привлечь к себе ее внимание, но безуспешно. Не устоял и Франц, что, естественно, пробудило в Сванильде ревность. Она подговаривает своих подружек проникнуть в таинственный дом Коппелиуса, чтобы познакомиться с "соперницей". И это им удается. Тогда и выяснилось, что Коппелия – это всего-навсего механическая кукла. В мастерскую проникает и Франц, однако Коппелиусу удается напоить его так, что юноша валится с ног и засыпает. А тем временем Сванильда, переодевшись в платье "соперницы", изображает Коппелию. Увидев, как она двигается и даже танцует болеро и джигу, старый мастер поверил в то, что созданная им кукла ожила, и обрадовался этому. Но вскоре он будет горько разочарован, догадавшись, что его обманула Сванильда. Проснувшись, Франц узнает, что увлекся куклой, и покидает мастерскую Коппелиуса со своей возлюбленной Сванильдой.
На следующий день во время городского праздника они венчаются. Праздничное настроение, царящее на сцене, передается и зрителям, и они рукоплещут всем участникам спектакля.
– Мне не было особенно трудно работать над образом Сванильды, – говорит наша прима-балерина Елена Кострова. – Ведь я выросла на этом балете. В Пермском хореографическом училище, которое я окончила, был учебный спектакль "Коппелия". И я танцевала в нем с десяти лет, правда, не главную партию, конечно, а одну из подружек Сванильды и разные вариации. А теперь вот доросла и до нее. Сванильда симпатична мне. Она ведь не просто взбалмошная девушка, она борется за свою любовь и готова ради нее на все. Рада, что в моей копилке появился и этот очень интересный сценический образ. А также тому, что этот спектакль, который учит добру, верности, дружбе, увидят и наши самые юные зрители. Ведь в репертуаре театра до обидного мало детских спектаклей.
– А я должен признаться, – говорит Нурлан Канетов, исполнитель партии Франца, – что, просмотрев много видеозаписей "Коппелии", поставленных на Западе, не был в восторге от этого балета. В них, по-моему, не хватало души. А редакция, предложенная Владимиром Алексеевичем Яковлевым, не просто воссоздает классическую хореографию, но и делает этот балет более живым, динамичным. Мне она понравилась. В этом спектакле очень приятно танцевать, есть возможность и поимпровизировать, и даже похулиганить.
Слово – московскому балетному критику Наталье Михайловне Садовской:
– Хочу поздравить ваш театр с появлением в его репертуаре балета, который уже почти сто сорок лет является подлинным украшением сцен многих театров мира, начиная с парижской Гранд Опера. В новой постановке удалось собрать все лучшее, что было в прежних, и обогатить хореографию новыми вариациями, а также ввести в балет новых персонажей, использовав при этом музыку Делиба из другого произведения. Несколько новых мизансцен придали спектаклю динамизм, сделали его более интересным. И в этом заслуга Владимира Яковлева. Приглашенные на главные партии Георги Смилевски из Москвы, Татьяна Голякова и Наталья Лазебникова из Киева были великолепны. Но особенно порадовали меня казанские исполнители главных партий – Артем Белов, Нурлан Канетов, Елена Кострова, у которых блестящая техника соединилась с актерским мастерством. По-разному, но также интересно исполнили партию Коппелиуса Денис Мочалов и Кахабер Адриадзе.
Похвалы заслуживают остальные участники спектакля – и кордебалет, и исполнители партий второго плана. Без их мастерства, без изысканных декораций Анны Нежной и прекрасного звучания оркестра под управлением приглашенного опытнейшего маэстро Владимира Рылова премьерный спектакль не имел бы столь большого успеха.
Думаю, что "Коппелия", которой через несколько дней откроются зарубежные гастроли театра – и не где-нибудь, а в знаменитом музыкальном центре Зальцбурге, – достойно представит казанскую балетную труппу и Татарстан.