Вышел в свет первый номер литературно-художественного и культурно-просветительского "Казанского альманаха" в 2007 году. Будет ли издан второй в оставшиеся месяцы текущего года? Поживем – увидим, но в прошлом году, когда он впервые появился на свет, периодичность его заявлялась именно такой: дважды в год.
На сей раз культурно-просветительская его часть, на наш взгляд, оказалась сильнее литературно-художественной, хотя именно последняя занимает львиную долю альманаха.
Сергей Малышев на примере творчества Евгения Боратынского убедительно доказывает, что настоящих поэтов, не умеющих думать, не бывает.
"Поэзия должна быть глуповата" – эта максима Пушкина берется автором за основу размышления и обрастает новым толкованьем – поверх того, с которым родилась.
Арсен Таиров рассказывает о жизни и приключениях Гаврилы Державина в Казани. Не самого поэта, а его памятника, отлитого из бронзы в Санкт-Петербурге и покочевавшего по казанским площадям и скверам, однажды разбитого кувалдами и переплавленного на тормозные колодки… Поневоле задумаешься над тем, что же окажется в итоге сильнее: слава поэта или ветры истории. На данный исторический момент торжествует поэт: восстановленный памятник в Лядском садике тому порукой.
Лия Корнилова продолжает тему, начатую ею еще в новорожденном альманахе 2006 года. Блестящий филолог, она пишет о языке страстно, сильно, компетентно в надежде освободить от "мерзких глаголов" (крышевать, тащиться, мочить) и прочих непотребных слов. Думается, за одни корниловские статьи во славу и чистоту русского языка Татарстану уже можно поставить "зачет" по Году русского языка в РФ.
Алена Каримова, побывавшая на очередном форуме молодых писателей России в Липках, сообщает читателю свою надежду на то, что наконец-то зародилась и развивается единая российская литературная среда. Такой надеждой несложно проникнуться, если в мастер-классе, в который попала поэтесса из Татарстана, 12 человек представляли десяток городов. Ну а насколько велики у надежды шансы превратиться в реальность, даже не суть. Читатель верит, потому что на эту тему он "и сам обманываться рад": разорванность культурного поля страны – страшное дело.
А "красота – страшная сила", такими словами Ахат Мушинский начинает искусствоведческую публикацию о "художнике от Бога", земляке нашем Николае Фешине, имени которого не было в советских энциклопедиях, но, как оказывается, за границей его знают лучше. Так, в современном отделе искусств казанского магазина вопрос "Есть у вас Фешин?" вызвал недоумение: "Фейшин? А это кто?"
И уж коли речь зашла о современности – совершенно современная да и своевременная тема в публикации Бориса Пантелеева об авторском праве в России "Кто первый украл – тот и автор?". Буквально правовой практикум по жизни в информационном обществе.
Итак, каждая из упомянутых статей по-своему интересна и полезна, но читается легко и с одинаковым удовольствием. А вот сделать хотя бы такой же краткий, но благополучный обзор литературно-художественных произведений не получается: в сравнении не легли на душу, что называется. В основном это тексты среднего достоинства, да простят меня авторы альманаха, выбивающиеся из этого уровня – кто вверх, а кто и наоборот.
Но встреченный с большим воодушевлением в городах и весях республики альманах найдет, скорее всего, своего читателя и почитателя на обе свои ипостаси. Потому что вкусы, как известно, у людей разные: от безошибочных до безукоризненно плохих.