Архитектор по образованию, она уже давно на пенсии и теперь практически полностью посвящает себя любимому занятию. Искренне восхищаюсь увиденным. Мало того что на одно покрывало (и здесь неважно, руками или на машинке создано изделие) может пойти до 4 тысяч лоскутков ткани! Сначала еще нужно разработать эскиз, подобрать ткани, продумать цветовую гамму. Очень похоже на труд художника, только вместо кисти – иголка с ниткой, а вместо красок – разноцветные лоскутки…
В течение двух последних недель казанские рукодельницы не только знакомились с работами Лилианы Совцовой, но и брали у нее уроки мастерства. Им помог объединиться Казанский клуб лоскутного шитья, организованный в 2001 году большой энтузиасткой пэчворка Ниной Любимовной Кузнецовой, известной в своем кругу как Василиса Любимова.
Согласимся, что яркость, красоту и своеобразие нашему дому придают именно детали, а лоскутные вещи как раз такими и являются. В кухне это скатерти, салфетки, прихватки, в гостиной – диванные подушки, декоративные панно, в спальне – покрывала и наволочки. Все это сделано своими руками, во всем живет частичка души мастера. Еще и потому они неповторимы, других таких нет во всем мире.
Слово "пэчворк" или, привычнее для российского слуха, "лоскутное шитье", пришло к нам вместе с журналом "Бурда" в 90-е годы минувшего века. Хотя традиция работать с лоскутками ткани и украшать собственноручными изделиями свои жилища у нас в стране давняя. Только едва ли бабушки и прабабушки, возясь с кусочками ткани, сознавали, что работают в стиле пэчворк.
– Хотя еще в 1929 году в СССР лоскутное шитье признали видом декоративного искусства, на самом же деле исторической родиной этого рукоделия, без преувеличения, самого популярного сегодня в США и Европе были территории североамериканских поселенцев, а также коренного народа американского континента – индейских племен, – рассказывает слушательницам мастер-класса Лилиана Александровна…
Несмотря на свою молодость, Казанский клуб лоскутного шитья активно встраивается в отечественное течение пэчворка и уверенно берет награды не только на ежегодных российских фестивалях, но и становится известным своими работами за рубежом. Однако, хоть и стараются члены клуба активно продвигать пэчворк на местных ярмарках, всплеска интереса к лоскутному шитью в Казани пока не наблюдается. А ведь изделия в стиле пэчворк, наряду с произведениями традиционных для Татарстана ремесел, могли бы существенно расширить диапазон сувенирных работ, предлагаемых сегодня в этом сегменте рынка.
– В нынешнем году во время праздника Каравон работы наших мастеров оценил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Покупая одно из изделий, он обратил внимание сопровождавших его чиновников: мол, это направление нужно бы развивать, – вспоминает Нина Кузнецова. – Однако потенциальный куратор народного творчества, Министерство культуры, пока не торопится всерьез заняться нашими проблемами…
А проблемы есть: рукодельницы, например, мечтают о "малюсеньком, но своем" помещении. Пока что под свое крыло их пускает – огромное ему спасибо – городской центр социального обслуживания населения, где, кстати, проходят выставки работ клуба. Хотелось бы казанским мастерицам и чаще выезжать на всевозможные смотры и фестивали, хотя бы на российском уровне, но денег на это у клуба нет. Изделия в стиле пэчворк, хотя и продаются, но трудно. Не каждый с ходу выложит 4-5 тысяч рублей (а то и больше) даже за очень понравившуюся вещь, на которую, кстати, может уйти до нескольких месяцев труда. Здесь нужен грамотный менеджмент. По словам Нины Любимовны, бывает, работы подолгу копятся, лежат дома.
В клубе занимаются разные люди. Есть среди них преподаватели, художники, швеи и даже те, кто пишет стихи. На вопрос, как, например, работающие женщины ухитряются найти время на свое хобби, члены клуба в один голос заявили: потребность творить прекрасное при желании отлично вписывается в повседневный быт!