В Казани продолжает работу III Международный фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”. Напомним, что идея его организации явилась логическим следствием развития телекомпании “Исламский мир”, организованной в 1997 году Зауди Мамирговым, уроженцем Чечено-Ингушской Республики, выпускником Краснодарского института культуры. Изначально задачами телекомпании были популяризация мусульманской культуры и основ ислама, показ документальных и художественных фильмов о мусульманах, их качественный перевод и озвучивание. Буквально с первых же дней руководство телекомпании ощутило дефицит интересных, профессионально отснятых кинолент. Так зародилась идея фестиваля, который бы знакомил с достижениями мусульманских кинематографистов всего мира. Эту идею одобрили председатель совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и Президент РТ Минтимер Шаймиев.
И вот в столице Татарстана проходит уже третий по счету фестиваль мусульманского кино. Чем еще, помимо расширения географии, замечателен “Золотой Минбар-2007”? На эту тему наш корреспондент беседует с генеральным директором МФМК Зауди Мухтаровичем Мамирговым.
– В связи с увеличением числа стран-участниц стала ли более интересной программа фестиваля?
– Я не занимался отбором фильмов, доверив процедуру профессионалам – отборочной комиссии. Со стороны дирекции не было и попыток давления на жюри. Мы заботимся о репутации кинофестиваля. Если награды на нем будут раздаваться по каким-то произвольным критериям, например: раз мероприятие проводится в Казани, то надо обязательно отметить татарстанцев, – тогда “Золотой Минбар” быстро потеряет свой престиж, никто не будет сюда приезжать. Но если авторитет его в кинематографических кругах будет высок, то, как бы ни хромала организация фестиваля, слава “восточным Каннам” гарантирована.
– Нынче значительно обновился состав жюри и участников “Минбара”. Многих знакомых имен, например режиссера из Великобритании Овидио Салазара, нет в информационном буклете. Эти кинодеятели навсегда сошли с орбиты фестиваля мусульманского кино?
– Со всеми участниками предыдущих “Минбаров” мы поддерживаем тесную связь, они подсказывают нам имена талантливых режиссеров и названия фильмов, на которые стоит обратить внимание. Не порывается связь в том числе и с Овидио Салазаром.
– В кулуарах фестиваля все настоятельнее звучит идея учреждения приза зрительских симпатий. Таковой имеется практически на всех кинофестивалях. Почему же “глас народа” до сих пор не звучит на фестивале мусульманского кино?
– Мы думали об этом. Однако учреждение приза зрительских симпатий связано с определенными сложностями. В частности, это влечет за собой организацию анкетирования с последующей компьютерной обработкой данных. Думается, пока положение исправят специальные призы, учрежденные жюри фестиваля: “Послание человечеству” и “Любить человека”. Их получат создатели фильмов, в которых содержится наиболее проникновенный призыв к межконфессиональному диалогу.
– Не кажется ли вам, что фестиваль мусульманского кино должен проходить скромнее, без излишней помпы, памятуя о таком понятии ислама, как исраф – излишнее расточительство в потреблении материальных благ?
– Согласен с тем, что фестиваль мусульманского кино должен быть скромнее и основное внимание его организаторов должно быть направлено на качество фильмов. Однако пышность церемонии открытия все же имеет свои плюсы, и поэтому я не могу применить понятие “исраф” к тому, что мы третий год воплощаем в действительность. Не стоит жалеть денег, вложенных в организацию мероприятия, от которого в будущем, уверен, последует отдача: если о “Золотом Минбаре” заговорят восхищенно, люди заинтересуются мусульманским кино и пойдут в кинотеатры.
– Исходя из этих соображений в этом году на церемонию открытия была приглашена Катрин Денёв?
– Да, идея принадлежала президенту Исламского культурного центра России Абдул-Вахеду Ниязову – вывести фестиваль, проходящий в Казани, за региональные рамки с помощью приезда кинозвезды мирового уровня; он же и нашел спонсоров, готовых помочь претворению этой идеи в жизнь. Приглашение кинозвезд планируем сделать традицией кинофестиваля, на следующий год, возможно, в открытии “Золотого Минбара” примет участие Джекки Чан.
– По личному опыту знаю, насколько члены жюри щепетильно относятся к репутации фестиваля и не допускают разговоров с представителями СМИ даже на общекультурные темы, не говоря уже о предварительной оценке конкурсных фильмов. Как человек, не связанный обязательством молчать, пожалуйста, назовите наиболее интересные, на ваш взгляд, фильмы, представленные нынче в конкурсной программе фестиваля.
– Лично меня потрясла египетская документальная лента “Потерянные души” – история трех человек, в том числе и ребенка, чудом уцелевших после трагедии парома на Красном море, унесшей жизни более десяти тысяч человек. Отмечу также неигровой российский фильм “Суфьян” – о женщине, потерявшей мужа в Великую Отечественную войну и, несмотря на депортацию и жизненные лишения, выполнившей его завет в отношении воспитания ребенка. Даже мужчины плачут, когда смотрят этот фильм. Потрясла психологическая драма выпускника ВГИКа Акима Салбиева (ученика Сергея Герасимова) “Одиннадцать писем Богу”. Героями фильма стали подростки, живущие в школе-интернате, расположенной в горах Осетии. Очень любопытна как отклик на трагедию 11 сентября лента “Гражданский долг”, снятая в США Джеффом Ренфро.
– В программе фестиваля имеются кинофильмы татарстанских кинематографистов, в их числе “Дилемма” Рамиля Тухватуллина. Многие озадачены вопросом, как эта работа могла попасть на афишу фестиваля мусульманского кино, ведь там есть сцены в ночном клубе с полуголыми девицами, распитием спиртного?..
– С “Дилеммой” у отборочной комиссии была дилемма. Но в конце концов фильм был допущен на конкурс. Сцены прожигания жизни показаны в нем критически, и основная идея создателей ленты – так жить нельзя.
Зарождающееся татарстанское кино я хотел бы предостеречь от погони за длинным рублем, за “кассой”. Только тогда, я надеюсь, будут созданы кинофильмы, оставляющие след в людских душах, такие как “Остров” Павла Лунгина, “Возвращение” Андрея Звягинцева. Однако для того, чтобы это произошло, Правительство Татарстана должно не жалеть денег на кинематограф. Сегодня бюджет “Татаркино” девять миллионов рублей, это 300 тысяч долларов, которых мало для того, чтобы снять один достойный кинофильм. Сколько денег будет выделяться кинодеятелям республики, так и будет развиваться киноискусство. А нужно заставить его работать на сохранение нации, ее языка и культуры.
Галина ЗАЙНУЛЛИНА.