Спектакль, завершивший сезон в театре им.М.Джалиля, подарил нам новую встречу с заслуженным артистом России, народным артистом Татарстана Альбертом Асадуллиным. Он дебютировал в опере Резеды Ахияровой “Любовь поэта” и небольшую, но значимую для спектакля о Тукае партию сказочного Шурале исполнил с присущим ему актерским и вокальным мастерством.
После спектакля певец охотно ответил на вопросы нашего корреспондента.
– Альберт, в последнее время, к нашей радости, вы довольно часто выступаете в родном городе. Я имею в виду ваше участие в праздничном концерте, посвященном 1000-летию Казани, а также прошлогодний республиканский фестиваль “Семь звезд”, который открылся бессмертной “Тафтиляу” в вашем исполнении, и вот сегодня мы видим вас в новой татарской опере. Что побудило вас принять участие в этом проекте?
– Мне было очень лестно услышать от директора театра Рауфаля Сабировича Мухаметзянова: “Ты, ты должен петь Шурале, именно тебя вижу в этой партии. Ты сделаешь этот образ интересным!”
Это было в ноябре прошлого года, когда, возвращаясь из Челнов с фестиваля, посвященного столетию со дня рождения Сары Садыковой, я попал на премьеру оперы “Любовь поэта”. И первое, что поразило меня, – это сценография. Оригинальное цветовое и световое решение, мгновенная смена декораций, движущаяся оркестровая яма… Это было настолько здорово, что я не поверил своим глазам. Стал слушать музыку и вновь поразился, насколько она современна и вместе с тем глубоко национальна.
Что же касается Шурале, то, признаюсь, увиденный мною тогда сценический образ я не принял. Не таким его представлял, не лесным увальнем, а особым существом – очень пластичным, изворотливым и гибким, с выразительной мимикой. Кстати, партия хоть и маленькая, но сложная, вся из полутонов. Подумалось тогда, что этот сказочный персонаж мог бы иметь развитие в опере. А в ответ на приглашение исполнить эту партию я набросал эскиз нового костюма и грима для Шурале, которые более гармонировали с музыкой. А она, по-моему, замечательна! Особенно красива тема Габдуллы Тукая и Зайтуны. И опера эта действительно поднимает коллектив театра на более высокую ступень.
– Известно, что вы не только прекрасный певец и актер, но и художник.
– Да, в Казани я учился в художественном училище, а в Петербурге в свое время окончил Академию художеств как архитектор.
– Интересно, как вы оцениваете перемены в облике родного города?
– В Казани появилось немало радующего глаз к ее тысячелетию, но многое из неповторимого исторического своеобразия безвозвратно утеряно. Я имею в виду национальный колорит, самобытность. Например, моя родная Суконка, Суконная слобода… А ведь с ней столько связано! Это и Габдулла Тукай, и Федор Шаляпин, и старинный татарский базар… И ничего этого уже нет, ничто об этом и не напоминает. Обидно до слез! А ведь в цивилизованных странах всегда оставляют такие островки старины.
Думаю, если архитекторы опомнятся и будут более бережно относиться к нашему историческому наследию, от этого Казань только выиграет. А она навсегда в моем сердце. Это город моего детства и юности, где я мечтал стать художником…
– Кто-нибудь из родственников живет здесь сейчас?
– Моя дорогая мама, Насима-ханум, ушла из жизни в ноябре прошлого года, царствие ей небесное! Певческий дар у меня от нее – мама имела изумительный голос и очень душевно пела татарские народные песни. А сейчас в Казани живут две мои родные сестры, их дети. Есть, слава богу, дяди, тети…
Но всем сердцем я полюбил и Ленинград, ныне Петербург, где живу уже более тридцати лет. Он для меня такой же родной и близкий.
– Это и мой родной город. Интересно, он сегодня сильно изменился?
– Ленинград-Петербург изменился к лучшему. Там нет таких “перемен”, как в Казани. Посягнуть на этот музей под открытым небом все же не решаются. Хотя в центре есть немало домов, внешне прежних, но изменившихся внутри.
– Первый успех пришел к вам в 1975 году после блистательного исполнения партии Орфея в первой советской рок-опере “Орфей и Эвридика” Александра Журбина. Как вы отметили ее тридцатилетний юбилей?
– Новой постановкой в моем театре “Рок-Опера”, образовавшемся на базе ансамбля “Поющие гитары”, который и вывел меня в свет. Мы показали ее в концертном зале Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Роль Эвридики, как вы помните, первоначально исполняла Ирина Понаровская, а теперь Наташа Улейская, так как голос Ирины изменился за прошедшие годы. Юбилейная постановка прозвучала ярко и имела успех. Так что “Орфей” продолжается…
– Альберт, мы не забыли и великолепное музыкально-театрализованное действо “Магди”, посвященное 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, которое с вашим участием прошло на Центральном стадионе Казани.
– Да, это был грандиозный проект, музыку написала Масхуда Шамсутдинова, а поставил замечательный режиссер Дамир Сиразеев, которого, увы, с нами уже нет. Кстати, “Магди” тоже имел продолжение. В 1991 году родился одноименный музыкально – хореографический спектакль, и благодаря спонсорской помощи руководства КамАЗа его смогли посмотреть зрители Набережных Челнов, Нижнекамска, Петербурга и Москвы, где он шел на сцене МХАТа.
– Следующим вашим крупным проектом стал выход диска “Жемчужина”, посвященного тысячелетию Казани…
– В него вошли татарские народные песни, произведения Рустема Яхина и Салиха Сайдашева, а также песни современных композиторов. И там очень хорошо видно, что наша татарская музыка не местечковая, а глобальная, впитавшая в себя очень многое, весь Восток. Причем, заметьте, вся музыка там живая. Гитары, клавишные… Плюс к этому этнические инструменты – тибетские, шотландские, латиноамериканские. А из восточных инструментов – это и перкуссия, и струнные, щипковые, духовые… Однако в Казани презентации диска так и не было.
– Почему?
– Нет пророка в своем Отечестве… А ведь я люблю Татарстан, Казань, откуда родом, мне всегда хочется нести сюда свое искусство. А находясь в Петербурге, я могу сделать очень много для живущих там татар.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
– Жена Елена – театральный менеджер, Алиске два года и девять месяцев, Алине год с небольшим. Сын Владислав – хороший дизайнер. А я уже дед, внуку Роберту шесть лет.
– Рисовать удается?
– Крайне редко. Это еще впереди (смеется). Мой любимый жанр – портрет. Ведь это психология, меняющееся состояние души, настроения. Очень хочется нарисовать своих девчонок, друзей. Дай-то Бог! Благо есть и мастерская в собственном доме, что в получасе езды от Александро-Невской лавры.
– Альберт, что, по-вашему, более всего духовно сплачивает, объединяет любой народ – татарский, русский?..
– Музыка! Я в этом убежден. Так было издревле, когда торговые караваны сопровождали музыканты, барды. Так происходит и сегодня. К хорошей музыке тянутся все. Пример тому – масса музыкальных фестивалей по всему миру. Понимая объединяющую силу музыки, ее используют в своекорыстных интересах и сильные мира сего – вспомните, например, время предвыборных кампаний… Но наибольшей магической силой, объединяющей и сплачивающей народ, обладает песня. Вот почему я пою, стремлюсь нести людям добро, искренность, любовь и счастлив, видя на лицах улыбки, ощущая взаимопонимание, радость от встречи с хорошей песней.
– У вас есть жизненный девиз?
– Не останавливаться на достигнутом, идти дорогой песен, а это дорога без конца…