Музыкальный Олимп Альбины Шагимуратовой

Радостное событие, о котором мы уже сообщали, произошло в культурной жизни России и Татарстана.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Радостное событие, о котором мы уже сообщали, произошло в культурной жизни России и Татарстана. Солистка Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля и театра “Хьюстон Гранд-Опера” (США) Альбина Шагимуратова стала лауреатом и удостоена первой премии и золотой медали XIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского.


Обладательница великолепного сопрано редкого тембра, Альбина уже после первого тура, как отмечали критики, была вне конкуренции, хотя вместе с ней в финал конкурса вышли талантливые певицы. А те, кто видел торжественную церемонию закрытия конкурса по телевизору и слышал выступление нашей землячки на концерте лауреатов первой премии, думаю, согласятся с независимым экспертом конкурса, заслуженной артисткой России Ларисой Штанько, которая так охарактеризовала Альбину: “Она запомнилась совершенно блистательной техникой, красивым голосом и высоким профессионализмом. Серебристо и божественно звучали ее верхние ноты в арии Шемаханской царицы из оперы Римского-Корсакова “Золотой петушок” и в арии Виолетты из оперы Верди “Травиата”…


После конкурса Шагимуратова приехала в Казань, дала пресс-конференцию, триумфально спела в “Волшебной флейте” на сцене театра им.М.Джалиля и была восторженно встречена публикой. В эти же дни мне удалось встретиться и побеседовать с прославленной солисткой.


– Дорогая Альбина, хочу от имени читателей “Республики Татарстан” и от себя лично поздравить вас с победой на конкурсе в Москве. Понятно, что она доставила радость не только вам, вашим родным и педагогам, но и всем, кто любит ваше творчество.


– Спасибо большое.


– Интересно, что значило для вас участие в конкурсе имени Чайковского после предыдущих в Испании и России, где вы также одерживали победы?


– Оглядываясь назад, думаю, что все они были подготовкой к нынешнему – одному из самых престижных в мире. Но и самых сложных. Ведь у него очень трудная программа, он собирает самые лучшие голоса не только из России, стран СНГ, но и всего мира. Признаюсь, этот конкурс всегда казался мне такой недосягаемой высотой, которую никогда не взять…


– И все же мечтали о нем?


– Мечтала, и вот решилась.


– Жюри возглавила выдающаяся наша певица Ирина Богачева. Кстати, учрежденный ею Международный конкурс вокалистов принес вам несколько лет назад почетную вторую премию. А кто еще из известных певцов был в этом жюри?


– Евгений Нестеренко, Владимир Галузин, Грейс Мамбри – меццо-сопрано из США, Луиджи Альва – перуанский тенор…


– А кто был вашим концертмейстером в первых двух турах?


– Прекрасная пианистка Анна Маргулис, она работает в классе моего педагога, профессора Галины Алексеевны Писаренко.


– Вы первой среди ее учениц стали лауреатом такого ранга?


– Да. На прошлом конкурсе одна из них заняла четвертое место.


– На гала-концерте вы покорили всех ариями Виолетты и Шемаханской царицы – труднейшими, но исполненными столь выразительно, что, казалось, аплодисментам публики не будет конца…


– Именно эти арии я исполняла в третьем туре конкурса.


– А в первых двух турах?


– Начала конкурс с выходных арий Лючии ди Лямермур и Царицы ночи. А во втором туре спела пять произведений, среди которых была и каватина Семирамиды из одноименной оперы Россини – столь безумно колоратурная, что ее не зря называют “пушечным выстрелом”. Вообще-то партия Семирамиды считается партией только для примадонн.


– Можно считать, что вы сдали экзамен на это высокое звание.


– Да, да (смеется).


– К сожалению, два важных события во время торжественного закрытия конкурса остались “за кадром” телетрансляции. События, между тем, весьма знаменательные. Ведь, кроме золотой медали, лауреаты первой премии удостоены грантов Мстислава Ростроповича, памяти которого и был посвящен, как известно, нынешний конкурс. Что же представляет собой эта награда?


– Это тоже премия и значительная поддержка молодых музыкантов со стороны компании “Вимм-Билль-Данн” и Фонда Мстислава Ростроповича. А вручила грант его супруга, великая певица Галина Вишневская.


– До этого вы с Галиной Павловной общались?


– Наши пути не пересекались за исключением одного случая. Я была уже на пятом курсе консерватории, когда вся Москва праздновала юбилей Галины Вишневской – ее семидесятипятилетие. И мне посчастливилось поздравить ее арией Виолетты от театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где я уже работала второй сезон. Как оказалось, Галина Павловна не забыла этого, и когда вручала мне грант, сказала: “Молодец, Альбина, так держать!” и пожелала доброго пути в искусстве.


– Плюс к этому вас, единственную из всех лауреатов, отметили и специальным призом “Перспективному артисту оперного театра”.


– Этот приз Союза театральных деятелей России также стал для меня полной неожиданностью. А получила его из рук известного актера театра и кино, художественного руководителя театра имени Ермоловой, народного артиста СССР Владимира Андреева.


– И что это за приз?


– Путевка в один из сочинских санаториев.


– Альбина, можно ли сказать, что вас открыл казанцам Рустем Абязов?


– Конечно. А получилось так, что на четвертый год моей учебы в Москве папа предложил мне выступить в Казани. “Тебя ведь там никто не знает”, – сказал он. Я согласилась и на вопрос, с кем бы хотела выступить, сразу ответила: “С Абязовым”. Рустем Юнусович мне импонирует и как чудесный человек, и как прекрасный музыкант. И 23 марта 2005 года я выступила с оркестром “Ла Примавера” перед казанской публикой. А на следующий день получила от Министерства культуры приглашение выступить в концерте в честь инаугурации Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева. Оказалось, что порекомендовал меня Рустем Юнусович. Позднее пригласили спеть и на праздновании тысячелетия Казани.


Тот год был для меня особенным в плане театрально-концертной деятельности. Состоялись поездки в Италию, где в миланском Королевском дворце спела в “Немецком реквиеме” Брамса, и в Париж – там в Доме музыки дала с камерным хором концерт из романсов Сергея Рахманинова. А в Большом зале Московской консерватории участвовала в концерте британской хоровой музыки. На концерте цикла “Хоровые вечера Бориса Тевлина” были представлены духовная музыка Эдварда Элгара и “Реквием” знаменитого рок-композитора Эндрю Ллойда Уэббера.


– Кто привил вам любовь к музыке?


– Музыка в нашей семье всегда почиталась. Ее любит мама, а папа, хотя и окончил юрфак Ташкентского университета, первое образование получил в музыкальном училище по классу баяна. Он преподавал в музыкальной школе, а меня вывел на сцену в пятилетнем возрасте – тогда я вместе с ним спела татарскую народную песню.


В музыкальной школе я училась игре на фортепьяно. А с переездом семьи в Казань занималась на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища и тогда же стала учиться вокалу у профессора консерватории Зили Даяновны Сунгатуллиной. Сначала в училище, а затем и в консерватории параллельно с учебой на дирижерско-хоровом факультете.


– Да, Зиля Даяновна рассказала мне, как по просьбе вашего отца учила вас татарскому языку и многим народным песням, какой вы были прилежной и целеустремленной студенткой. Кстати, тогда же стали лауреатом первой премии на республиканском конкурсе имени Салиха Сайдашева. Так что счет вашим победам начался еще в студенческие годы в Казани. А что, кроме вокального мастерства, дала вам Казанская консерватория?


– Хоровое дирижирование в училище и консерватории плюс владение фортепьяно – это такая хорошая поддержка певцу. Сразу находишь общий язык с любым дирижером, и, аккомпанируя себе, гораздо быстрее выучиваешь вокальные партии.


– С четвертого курса вы перевелись в Московскую консерваторию. А почему решили продолжать учебу именно у Галины Алексеевны Писаренко?


– За год до этого вышла ее книга. Из нее я узнала, что Галине Алексеевне в свое время аккомпанировал сам Святослав Рихтер, а училась она у Нины Львовны Дорлиак. Люди в музыкальном мире легендарные! А у самой Галины Алексеевны, народной артистки, профессора, две из воспитанниц стали звездами мировой величины в вокальном искусстве. И я поняла, что хочу учиться только у этого педагога.


– Вы не только с отличием закончили учебу и единственная на выпускном экзамене получили “пять с плюсом”, но уже на четвертом курсе пришли в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – сначала стажером, а затем и солисткой…


– Да, спела там Виолетту в “Травиате”, Царевну-Лебедь в “Сказке о царе Салтане” и Шемаханскую царицу в “Золотом петушке”. А на прошлом Шаляпинском фестивале дебютировала в партии Царицы ночи в премьерном спектакле “Волшебная флейта” Моцарта. Это был мой тройной дебют: впервые участвовала в этом престижном фестивале в родном городе, впервые пела на сцене театра имени Мусы Джалиля и впервые – эту партию в оперном спектакле…


Так я стала солисткой и театра имени Мусы Джалиля, чем очень дорожу. А из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко я ушла и теперь работаю в Хьюстоне и Казани.


– Как и почему вы оказались в Америке?


– Впервые я побывала там на гастролях со своим бывшим московским театром и пела Виолетту в Нью-Йорке, Атланте, Хьюстоне и Майами. А чуть больше года назад на очень хорошем фестивале “Черешневый лес” в Большом зале консерватории был мой первый сольный концерт с Владимиром Спиваковым и его Большим филармоническим оркестром. Пела вердиевский репертуар – Виолетту, Джильду, партию Мюзетты из “Богемы” Пуччини и другие интереснейшие партии. В зале присутствовала арт-директор театра “Хьюстон Гранд-Опера”, и, придя ко мне в гримерку, она предложила двухгодичную стажировку в своем театре, добавив: “Ты должна петь по всему миру”. – “Но я не знаю английский”. – “Выучишь, когда приедешь”.


– И вы решились?


– Да. Это очень хороший театр, он на отличном счету. Достаточно сказать, что там периодически поют такие звезды оперы, как Дмитрий Хворостовский, Аня Нетребко, Ольга Гурякова. В театре есть и молодежная программа. В ней сейчас десять певцов из разных стран. Из России, кроме меня, еще одна девушка, а остальные – из Америки, Франции, Ирландии.


– Какие у вас партии в этом театре?


– Донна Анна в “Дон Жуане”, еще две в английских операх с очень красивой современной музыкой. А в следующем сезоне у меня американские дебюты в партиях Царицы ночи и Мюзетты. Кстати, “Богему” ставит один из известнейших маэстро – Патрик Саммерс, который дирижирует в “Метрополитен-Опера”, “Ла Скала”, “Ковент Гарден”…


– А каков режим работы?


– Могу концертировать в Хьюстоне в свободное от спектаклей время, смогла приехать и выступить на концерте в честь юбилея Минтимера Шариповича Шаймиева, да и на конкурс имени Чайковского отпустили, добавив при этом: “Альбина, возвращайся только с победой!”.


– Вам нравится в Америке?


– Нравится. Очень высокий уровень жизни, уважительное отношение к человеку. Достаток у актеров – там ценят талант, помогают ему. Богатые щедры. Придя на мой концерт во второй или третий раз, они спрашивали: “Чем тебе помочь?”.


Я этим, конечно, не пользуюсь, хотя проблемы есть. На свою зарплату купить хорошую машину пока не могу, а в Хьюстоне – огромном по территории городе – все передвигаются на личном транспорте. Вот и приходится, чтобы добраться до супермаркета за продуктами, просить знакомых довезти туда и обратно.


– Альбина, что для вас главное в жизни и в творчестве?


– Искренность. Все надо делать искренне. Иначе – никак. Ведь на сцене человек как на ладони. А зритель все видит и, если ты неискренен, не верит тебе.


– У вас много интереснейших концертных программ. А часто ли исполняете произведения татарских композиторов и народные песни?


– С удовольствием пою романсы Рустема Яхина, а также Сайдашева и Жиганова. И очень люблю народные песни, часто пою их в Москве, где большая татарская диаспора, и в Казани. И в свою программу на конкурсе имени Чайковского включила одну из них, спела во втором туре. Меня всегда радует, что татарская музыка находит отклик в сердцах слушателей, независимо от их национальности и страны проживания.


– С каким чувством приезжаете в Казань?


– С радостью. Ведь здесь началась моя сознательная жизнь, путь в вокальное искусство. Никогда не забываю напутствие великой певицы Ирины Архиповой. После конкурса имени Глинки, где я, как и Володя Васильев (тогда еще студент Казанской консерватории), получила первую премию, Ирина Константиновна сказала мне: “Не забывай свои корни и чаще возвращайся на родину, там зритель самый благодарный”. И в том, что она права, убеждаюсь каждый раз, находясь в Казани. Признательна всем, кто поздравил меня с победой на конкурсе имени Чайковского. Это победа не только и не столько моя, сколько казанской и московской вокальных школ. Горжусь тем, что принадлежу к ним, и постараюсь достойно представлять их и нашу Россию.


– Что бы вы хотели пожелать молодым казанским вокалистам – тем, кто еще учится, и тем, кто делает первые самостоятельные шаги на тернистом творческом пути?


– Работать над собой. Неустанно. Обогащать себя не за счет компьютера и Интернета, коими многие сегодня так увлекаются, а читать подлинно художественную литературу, классическую. И не вариться в собственном соку, это проще, но бесперспективно. Нужно участвовать в конкурсах, проходить прослушивания в Москве и Петербурге. Казанская вокальная школа хороша, но надо впитывать лучшее и от московской, и от питерской. И в итоге развиваться духовно и профессионально.


– По традиции лауреатов конкурса имени Чайковского ждут концертные турне по России и другим странам. Каковы в этом отношении ваши планы?


– Получила предложение заключить контракты на партию Царицы ночи в “Волшебной флейте” Моцарта в венецианском театре “Ля Фениче” и в Париже, на сольные концерты в Берлине. Сотрудничество предложил и такой мастер, как Родион Щедрин. Надеюсь, что в родном для меня театре имени Мусы Джалиля смогу выйти на сцену и в партии Виолетты в готовящейся новой постановке “Травиаты”, и в партии Зайтуны, которая у меня уже готова для оперы Резеды Ахияровой “Любовь поэта” о моем Тукае.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще