Более тысячи человек собрал на днях в балтасинском селе Ципье традиционный республиканский праздник удмуртской культуры Гырон быдтон. В этом году он проводился в восьмой раз.
Смысл языческого действа – моление о предстоящем урожае, жертвоприношение языческому божеству Вось. Названия обычай имеет разные, где-то его именуют “Гербер” (то есть “После плуга”), где-то – “Гершид” (“Суп, каша в честь плуга”). Неизменно лишь то, что проводится он в дни солнцеворота на лугу во время цветения трав.
Трудно устроить праздник в деревне, где сезонные работы крутят дни, как белка колесо. То посевная, то сенокос, то уборка… Тем не менее фольклорные празднества – дело уже обязательное. В былые годы Гырон быдтон проводился несколько дней подряд. И теперь он требует отменной режиссуры, участия ярких профессиональных коллективов. Дело за этим не стало. Сегодня в пятидесяти населенных пунктах Татарстана проживает более 24 тысяч удмуртов. Только постоянных самодеятельных коллективов они создали свыше двадцати. Вот и в Ципью съехалось около четырехсот исполнителей со всей республики, а также из Марий Эл.
…От клуба села праздничное шествие берет курс на майдан, и местная гора Шай с удивлением смотрит на происходящее. Во главе людского потока – всадники, девушка и парень в красочных нарядах, символизирующие Солнце и Землю.
А на лугу уже стоят полукругом столы с угощением, лавки со всякой снедью. Удмуртки одеты в нарядные платья. У одних – надгрудники из старинных монет, на других – жилетки, расшитые гарусом. Жива еще старина!
Звучат со сцены слова приветствий. И вот уже самодеятельные коллективы сменяют на ней друг друга. Перемешались костюмы, напевная речь слилась с голосом гармоней. Выступает молодой семейный дуэт Ульяны и Ивана Кобылкиных из села Старый Кушкет. Ульяне – всего 21 год, ее супруг чуть постарше. Вся их судьба связана с народной культурой. Они исполняют песню, знакомую до боли каждому удмурту.
Между тем праздник проходит одновременно во всех уголках майдана. В центре батыры забираются на шест и кто-то успевает дотянуться до его вершины, а кто-то, увы, беспомощно сползает, не добравшись и до середины. А девочки, надев аттракционные штаны, вприпрыжку бегут коротенькую дистанцию и получают в подарок зонтики. А вот гости праздника поднимают гири, показывая всем свою силу. Рядом – бой мешками. Кто-то падает наземь, а победитель-здоровяк в клетчатой рубахе, не выказывая и тени превосходства, степенно удаляется с поля боя. Ни один участник этого действа на майдане не остался без внимания и без подарка…
Рядом на привалочке в темно-сиреневых платьях собственного пошива присели крестьянки из агрызского села Сарсак-Омга. Эти пожилые женщины – из народного коллектива, более двадцати лет возглавляемого Галиной Заитовой. Не пропускал ее народный ансамбль ни одного праздника. Именно эти подвижницы стояли у истоков татарстанского Гырона быдтона, поддержав инициативу Министерства культуры РТ и проведя в 1998 году первый республиканский удмуртский праздник на своей земле…
В крытом уголке майдана встречаю руководителя народного коллектива “Инвожо” Геннадия Ахметова. На нем яркая рубаха с национальным орнаментом. Работа тонкая, и я с любопытством рассматриваю ромбики вышивки. Знаю, что все костюмы для коллектива он шьет самолично.
Интересуюсь, почему же у типичного удмурта с рыжей шевелюрой татарская фамилия. Говорит, Новый Каенсар – его родная деревенька в Кукморском районе – сумела спрятаться среди лесов и полей, да так и осталось ее население язычниками. А вокруг – сплошь татарские села. Вот у татар и переняли фамилии, некоторые традиции. В Новом Каенсаре всегда праздновались языческие праздники. Например, один из самых любимых – Семык.
Рядом с Ахметовым кудесничает 69-летняя Елизавета Касьянова, бывшая доярка. В нынешний старый Новый год она сумела провести бал-маскарад в агрызском селе Сарсак-Омга и нарядила всех односельчан героями поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Вот и на этом празднике агрызцы разыграли перед всем честным народом фрагмент из поэмы.
В это время поодаль стартовал конкурс этнических костюмов. Вот вручают приз яркой парочке. На парне – белый передник поверх зипуна и шляпа, а в руках – длинная палка, на конце которой ярким бантом привязана рюмка. Из этой рюмки удмурты – хозяева Ципьи – угощали специально приготовленным самогоном всех гостей.
– Балтасинский район имеет богатые традиции, – говорит мой провожатый, председатель местной национально-культурной автономии “Кенеш” Леонид Сапожников. – Мы раз в два года проводим фестиваль “Лейся, песня удмуртская”, в котором участвуют коллективы 27 населенных пунктов. Сумели воскресить древний танец удмуртов “Анат сямен эктон”. Этот танец бесконечный, его хоть с вечера до утра пляши. Он состоит из четырех частей – гостевой, юношеской, для пожилых и шуточной.
…А на сцене между тем выступает фольклорный коллектив из Старого Кушкета. Лихо отплясывает тракторист Сергей Щербаков, известный в округе сельский передовик! И неудивительно – его супруга Светлана, которая возглавляет сельский клуб, сама создала творческий фольклорный коллектив, которым руководит почти тридцать лет.
Гырон быдтон в Ципье удался. Праздник этот нужен, как нужны человеку хлеб и надежда, вера и любовь.
Людмила СУХАНОВА.