Звенит “Балтай” над Мордовской Кармалкой

На днях в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района состоялся республиканский праздник мордовской культуры “Балтай”, в котором приняли участие около пятисот человек.

На днях в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района состоялся республиканский праздник мордовской культуры “Балтай”, в котором приняли участие около пятисот человек. Среди них – участники фольклорных ансамблей “Мастор Ягида” и “Эрзянка” из сел Верхний Акташ и Васильевка Альметьевского района, “Валдочи” и “Чарыкаль” из Бугульминского района, “Умарина” из села Мордовское Афонькино Черемшанского района и другие.


Где вы, мордовские дудники с дудами из бычачьего пузыря, где ты, богиня Заря-Оазис, сходящая на землю то росой, то дождем, то зарницею? Много было божеств у эрзян и мокшей, и все, казалось, исчезли бесследно. Весь огромный, самобытный и поэтичный фольклорный материал – целый пласт культуры, так скрупулезно описанный в сочинениях писателя П.И.Мельникова-Печерского.


Участники фольклорного ансамбля "Эрзянки"Но у нас в Татарстане неисповедимым образом в далекой от центра деревеньке Мордовская Кармалка сохранился уникальнейший старинный праздник местного села “Балтай”, который эрзяне принесли из далеких времен.


Деревня эта образовалась, как гласит народная молва, из беглых эрзя, которые спасались от властей во время жестокого подавления пугачевского бунта. Передавалось из уст в уста: как зверя в клетке, везли народного заступника Емельяна, а потом казнили. И как ни бесстрашен был мордовский мужчина, но угроза злой кары заставила его вместе с детьми и домочадцами скрываться в дремучих лесах. И к кому же обращались за защитой эрзяне? К владычице лесов Виряве и главному господину леса Медведю. Так родился уникальный праздник “Балтай”. А назван он в честь местного деда Балтая – то ли ведуна, то ли жреца, что жил у родника, вода из которого по поверьям до сих пор исцеляет людей.


Ожившая легенда воплотилась в нынешний мордовский праздник “Балтай”, который стал возрождаться и в других мордовских селах. Его красоту сохранили для нас фольклорные ансамбли, и в том числе народный фольклорный ансамбль “Эрзянка”, более двадцати лет возглавляемый уроженкой деревни Мордовская Кармалка Анной Мишкиной.


Вот и нынче она шла в первых рядах красочной колонны людей в национальных костюмах, устремившихся в лес на заветную поляну. Мощный многоголосый хор несся над деревней. Детвора, облепившая заборы, и чинные благообразные старушки смотрели им вслед. Анна Мишкина, наряженная в старинный холщовый костюм эрзянки, доставшийся ей в свое время от матери, пела, кажется, звонче всех.


– Это наша Бабаня, – сказала мне главный специалист РНМЦ Н.А.Сагбиева, ответственная за этот праздник. – Добрейшая душа и хранительница старины.


А глава Кармалкинского сельского поселения А.П.Бабакаев добавил:


– Наша матка – пчелка. За ней сбиваются и летят, куда скажет, наши эрзянки.


И вот она – заветная поляна у леса. По жребию быть медведем досталось нефтянику из Лангепаса Тюменской области Фролову. Приехал на родину в гости в Бугульминский район, и сестры взяли его с собой на фольклорный праздник. Кленовыми ветвями обрядили медведя и маленького медвежонка так, что и лица не видно, только прорезь для глаз. И вот встали в общий хоровод. В центре – приплясывающие медведи. Поют так, что эхо звенит над лесом. Звучит и песня Анны Мишкиной, специально написанная в честь этого праздника. Много песен у Анны, и народ их знает, поет, и не только в праздники, а потому не надо ей сборника…


Потом кавалькада вереницей потянулась по деревне. Все улицы будут обойдены. Так положено. Медведи желают добра каждому дому. У иных домов выставлено праздничное угощение для всех. Веселись, мордва! Но пьяных нет и не бывает. Наконец пройдены все улицы. В центре села снова встают в хоровод, потом “раздевают” медведей. Каждый берет веточку клена от медвежьей одежки и хлещет ею, как веничком, соседа. Согласно старому поверью это приносит здоровье.


Гул праздника не утихает до позднего вечера. По обычаю для всех накрыт большой праздничный стол, и еще долго над селом звучит песня – старинная, вечная. Вечная, как сама жизнь.


Людмила СУХАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще