Не часто татарстанские зрители имеют возможность посмотреть в кинотеатрах качественные фильмы европейских режиссеров. Выпускать в прокат такие картины по нынешним меркам невыгодно – то ли дело очередные раскрученные “Человек-паук” или “Пираты Карибского моря”. Однако на этой неделе казанские любители кино получили возможность “променять” голливудские однодневки на хорошие французские фильмы.
В разное время в Казани проходили недели современного немецкого, шведского и итальянского кино. Проходили очень дозированно, с разницей примерно в год, в небольшом зале кинотеатра “Мир”. И вот 28 мая казанцы получили очередную порцию стоящих фильмов, на этот раз французских.
Если говорить о кинематографе самой романтичной страны Европы, то на ум сразу приходят знаменитые комедии с Пьером Ришаром в главной роли, совершенно очаровательные приключения Люи де Фюнеса в образах капитана Жюва и жандарма из Сен-Тропе, ну и, конечно же, захватывающие детективы с Аленом Делоном и Жаном-Полем Бельмондо. Но это было много лет назад, а сейчас с Францией у нас ассоциируется разве что имя режиссера Люка Бессона и снятый по его сценарию хит “Такси”. Однако было бы ошибкой считать, что романтические комедии, приключения и детективы, так полюбившиеся российскому зрителю, канули в Лету. Подобные картины снимают и по сей день, просто они затерялись среди бесконечного множества американских блокбастеров и ужастиков.
С одной из таких “затерянных” картин и начался фестиваль французских фильмов в Казани. Драматическая комедия “Сестры в ссоре” режиссера Александра Леклера – это история двух женщин, простая как дважды два. Провинциалка Луиза приезжает в столицу и останавливается у сестры Мартины, для которой приезд родственницы – лишняя сумятица в ее размеренной жизни, и только. Но именно эта сумятица, как ни странно, дает понять Мартине всю бессмысленность и бесцельность ее существования: нелюбимый муж, подруга-предательница и сын, который ее сторонится.
В фильме “Сестры в ссоре” каждый зритель, несомненно, найдет ту проблему, которая интересует его больше всего. Это и вопрос денег, и трудности во взаимоотношениях с членами семьи, и проблема алкоголизма, и неизменная тема одиночества в большом городе. Картина смотрится на одном дыхании – слезы сменяются смехом, а кадры реальной суровой жизни чередуются с фантастическими, скорее сказочными, сценами. Особый колорит “Сестрам” придают съемки городской панорамы, в центре которой – неизменная Эйфелева башня.
Под занавес фестиваля организаторы оставили две очень любопытные драмы – “Маленький Иерусалим” и “Верные любовники” (их покажут 2 июня). Первый весьма деликатно, по-французски, поднимает тему религии. В ходе Международной недели критиков в рамках Каннского фестиваля в мае 2005 года “Маленький Иерусалим” был награжден премией Французской ассоциации драматургов и композиторов за лучший сценарий.
Все фильмы, которые уже прошли или еще только будут показаны на фестивале, были предоставлены посольством Франции в России при поддержке общественной организации “Альянс Франсез”. На торжественном открытии представитель посольства Сириль Гори рассказал собравшимся, что, оказывается, в Париже есть специальный кинотеатр, где выходят на экран только российские фильмы, которые там собирают полные залы. При этом нашими фильмами интересуются не только в столице, но и в провинциальных клубах. Директор “Альянс Франсез” Роза Губайдуллина рассказала, как ей однажды удалось посмотреть картину “Старухи” Геннадия Сидорова в одном из небольших городков Франции. Зрители были настолько поражены увиденным, что, обнаружив в зале “русскую”, засыпали ее вопросами во время обсуждения фильма.
Печально, но нашей казанской киноиндустрии даже до французских провинциальных городишек еще далеко. Тех картин, которые нам изредка подкидывают, явно недостаточно. Остается только догадываться, сколько хороших фильмов мы ежегодно не имеем возможности увидеть.