Эту книгу иначе, как фолиантом, не назовешь – и по солидности как научного труда, и по благородству полиграфического исполнения и даже по внушительному весу. Чтобы только ее пролистать, требуются время, свободное пространство и особый душевный настрой. Последний, впрочем, появляется по мере неспешного, вдумчивого чтения и созерцания (вот видите, так и тянет на высокий стиль!) шедевров древнерусского зодчества и иконописи, оказавшихся под одной обложкой, на которой золотом выведено одно только слово – “Свияжск”.
В отличие от самого Новгорода Свияжского (так именуется остров-град в писцовой книге XVI века), который был возведен за 24 дня, книга о нем создавалась без малого десять лет. А если быть совсем точным, то впервые ее авторский коллектив в лице трех профессоров – Валерия Куприянова, Татьяны Копсовой и Инги Агишевой (все они представляют Казанский архитектурно-строительный университет) – судьба свела со Свияжском еще в начале шестидесятых годов прошлого века. То есть тогда, когда даже попасть сюда было проблематично, да никто, по правде говоря, особо и не стремился. Мало того что некогда цветущий уездный город Свияжск к тому времени больше походил на “умирающую” деревню и у многих вызывал только одну ассоциацию – с “зоной”, и отнюдь не заповедной, так в довершение всего с появлением Куйбышевского водохранилища часть Свияжска ушла под воду, а сама древняя крепость превратилась в “остров-град”. Звучит, конечно, красиво, но по тем временам это означало только то, что последние пути к возрождению Свияжской крепости как памятника древнерусского зодчества были отрезаны.
Видимо, это и подстегнуло казанских ученых. Если не суждено возродить былую красоту Свияжска, рассудили они, то, по крайней мере, надо зафиксировать для будущих поколений то, что от нее осталось… Наверное, по своей природе они были скорее “лириками”, чем “физиками” (если воспользоваться модной терминологией шестидесятых), ибо вопреки здравому смыслу, ловя на себе недоуменно-насмешливые взгляды островитян, они вели раскопки, делали обмеры оскверненных храмов, фотографировали гибнущие, но не утратившие своего великолепия фрески Успенского собора, не теряя в глубине души надежды, что все это не напрасно…
Но и сегодня этой истории ой как еще далеко до счастливого конца. Тем не менее Свияжск, пусть и медленнее, чем хотелось бы, возрождается к жизни, и прежде всего как духовный и научный центр. На его территории действует Успенский мужской монастырь, работает архитектурно-художественный музей, а в ближайшей перспективе планируется создание Свияжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. И это, безусловно, надо поставить в заслугу “первопроходцам” Свияжска, которые в далекие уже шестидесятые годы не только обследовали здесь едва ли не каждую пядь земли, но и систематизировали уже имеющийся научный материал. Неудивительно, что именно ученым КГАСУ в свое время было поручено подготовить представление
Свияжска для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И эта работа увенчалась успехом. В 1996 году Свияжск был включен в так называемый предварительный список ЮНЕСКО. Но понятно, что останавливаться на этом нельзя, надо двигаться дальше. И весомое, выполненное на высочайшем научном и художественном уровне издание, о котором сегодня речь, на мой взгляд, способно убедить в этом кого угодно.
Его авторы, пожалуй, впервые предлагают взглянуть на Свияжск не только как на памятник древнерусского зодчества, но и как на уникальный в своей целостности культурный ландшафт, наделенный выдающимися историко-архитектурными и природными достоинствами, со своим неповторимым художественным обликом, социумом и экосистемой.
Можно долго перечислять, по каким научным критериям Свияжск вправе называться историко-культурным памятником мирового значения. Назову лишь некоторые из них (в книге они приводятся полностью), заранее принося извинения за невольную тавтологию (частое употребление слов “первый”, “единственный” и т.п.). Итак.
Свияжск является самым крупным из всех деревянных и каменных городов-крепостей Руси, построенных до середины шестнадцатого века.
Это единственный и самый восточный в мире памятник средневековой христианской духовной и материальной культуры в исламском мире.
Строительство Свияжска – единственный в мире пример сверхскоростной технологии возведения крупного средневекового города-крепости из заранее заготовленных деревянных зданий и сооружений.
Территория острова – это уникальный памятник археологии, редкий по степени сохранности культурного слоя, его информативной насыщенности и доступности для исследований, не имеющий аналогов среди средневековых городов-крепостей Руси. Кроме того, среди археологических находок культурного ландшафта Свияжска имеются образцы человеческих поселений эпохи каменного и бронзового веков.
Фрески Свияжского Успенского собора – единственный сохранившийся в России полный цикл (1080 кв.м) высокохудожественной монументальной живописи новой системы храмовой росписи (после школы Андрея Рублева), которая характеризуется усложнением композиции, повышением интеллектуального уровня содержания живописи, расширением цветовой палитры и т.д. На фресках имеется первое прижизненное изображение Ивана Грозного в царской короне, а также единственное в России изображение святого Христофора (покровителя моряков и путешественников).
Уникальность Свияжска заключается, наконец, в том, что история возникновения города-крепости – от момента зарождения замысла и до его реализации – документально засвидетельствована в летописях (Патриаршей, Никоновской и др.), в Царской и писцовых книгах, а также в фундаментальных энциклопедических и научно-библиографических изданиях мирового уровня.
Когда-то из Свияжска вели две дороги: одна на Казань, другая на Москву. И это предопределило его причастность к особым этапам нашей истории. Долгие годы здесь был один из четырех пересыльных пунктов печально известного Сибирского тракта, горечь которого первой ощутила царица Сююмбике, направляясь в московскую ссылку… Позже такими же невольными гостями Свияжска были декабристы, Герцен, Радищев и многие другие исторические личности. А в середине 1930-х годов на территории Успенского монастыря размещалось одно из подразделений ГУЛАГа. И в этом смысле судьба Свияжска напрямую перекликается с советским прошлым таких великих русских святынь, как остров Валаам и Соловецкий монастырь.
В Свияжске, без всякого преувеличения, каждый камень дышит историей. И даже если вы случайно споткнетесь о невзрачный деревянный колышек, торчащий из земли, присмотритесь к нему внимательнее – не исключено, что это “пришелец” из шестнадцатого века, плоть от плоти древних крепостных стен. Тех самых, срубленных в угличских лесах в 1551 году…
Свияжская крепость хоть и задумывалась как мощное оборонительное сооружение, превосходя по своим размерам не только Псковскую и Новгородскую крепости, но и Московский кремль, однако, по счастью, так ни разу и не испытала на себе военных действий. Поэтому если деревянные храмы Свияжска со временем приобрели каменные одежды (за исключением Троицкой церкви), то крепостные стены не претерпели никаких изменений и тихо-мирно дожили свой “деревянный” век. Последнее упоминание о них относится к 1703 году, когда по пути в Персию город посетил голландский живописец Корнелий де Бруин. Ему же принадлежит и самое раннее изображение Свияжска. В своих записях голландец отметил, что “город лежит на горе и имеет кремль. В нем много каменных церквей и монастырей, но стены и дома деревянные”. Свой рисунок Корнелий де Бруин опубликовал в 1711 году в Амстердаме. Приблизительно в эти же годы у Свияжска появился собственный герб, и любопытно, что уже тогда в нем нашла отражение главная “особливость” – образ плывущего на ладьях города.
До наших дней сохранилась самая первая деревянная постройка Свияжска – Троицкая церковь, сруб которой выполнен из лиственницы в лесах Углича. Остальные деревянные сооружения на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря либо обрели вторую жизнь в камне, либо безвозвратно погибли во время пожаров. Один из них, в 1795 году, оказался таким разрушительным, что монастырь даже пришлось на время закрыть. Деревянной поначалу была и церковь Сергия Радонежского. Но при Борисе Годунове псковскими мастерами вместо деревянного храма был возведен белокаменный. В комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря входит и самая поздняя храмовая постройка города – собор Всех Скорбящих Радости, возведенный в 1906 году по проекту архитектора Э.Малиновского. Именно он является главной градостроительной доминантой в современной панораме Свияжска.
Все три храма, формируя центральную “монастырскую” площадь, делают настолько зримой связь разных исторических эпох, что в этом есть что-то странное, почти мистическое…
Признаться, в последний раз я была в Свияжске довольно давно и, насколько помнится, ничего похожего на этот восторг, пусть даже “мистический”, испытать тогда не довелось, кроме чувства горечи и сожаления о том, что время уходит, сводя на нет и без того скромные усилия реставраторов и просто энтузиастов по сохранению этой рукотворной красоты. Либо с тех пор в Свияжске многое изменилось, либо это все же результат эмоционального воздействия книги, вернее, ее великолепных иллюстраций, которые позволяют подробно рассмотреть каждый архитектурный ансамбль, причем с разных ракурсов, максимально приблизить взгляд к фрескам, деталям декора или окинуть взором всю панораму культурного ландшафта. Увидеть Свияжск с Волги и с высоты птичьего полета, подняться на колокольню Никольской церкви или спуститься в подвалы Успенского собора, практически не тронутые временем. Вот уж где ощущается “дыхание” истории и без всякой мистики!..
О фресках Успенского собора – отдельный разговор. В композиции книги им посвящен один из самых больших разделов, причем заключительных. И по своей эффектности это напомнило мне фильм Тарковского “Андрей Рублев”. Помните его финал, когда с экрана, до этой минуты черно-белого, вдруг брызнули чистые сочные краски рублевской “Троицы”? Так и здесь… К встрече с одухотворенной красотой свияжских фресок авторы готовят нас как бы исподволь, постепенно, давая нам время и, что немаловажно, необходимые знания для того, чтобы мы могли проникнуться этой красотой и навсегда запечатлеть ее в собственной душе, а может быть, и стать духовно богаче.
На мой взгляд, авторы книги-альбома превзошли самих себя, в том смысле, что, желая поведать о прошлом и настоящем Свияжска, они смогли заглянуть чуточку дальше и показать нам тот Свияжск, образ которого неотступно следует за ними по жизни, продолжая будоражить воображение и подталкивая к новым научным изысканиям. В каком-то смысле им удалось запечатлеть Свияжск своей мечты, при этом не прибегая особо к модному нынче глянцу, но и не впадая в столь же модный мазохизм, то есть не фиксируясь долгим унылым взглядом на том, что пока заслоняет от нас величественный образ поднимающегося из воды во всей своей красе острова-града. И в этом есть своя мудрость. По крайней мере, сюда хочется вернуться, скажем, через год-другой, чтобы теперь уже воочию убедиться, как уменьшается зазор между мечтой и реальностью. Так пожелаем друг другу не обмануться в радостных предчувствиях, подаренных нам авторами “Свияжска”.