Никакие слова не передадут чувства человека так, как это сделают танцевальные движения. Такая мысль приходит в голову после просмотра фильмов в рамках международного фестиваля “Кинотанец – Казань – 2007”.
Фестиваль для татарстанцев прошел практически незаметно – скромно, без помпезности, в уютном зале кинотеатра “Мир”, который уже давно стал излюбленным местом демонстрации работ по-настоящему талантливых режиссеров всего мира. На этот раз география фестиваля была представлена фильмами из Великобритании, Франции, Бельгии, Словении, Новой Зеландии и Нигерии. Пышные празднества и фейерверки “Кинотанцу” и не требовались, поскольку жанр, с которым публику знакомил креативный продюсер Центра современного танца Санкт-Петербурга Лев Шульман, понятен далеко не каждому. Поэтому и не требуется ему огромных залов. В них мероприятие превратится в светский раут “для галочки”, где гламурные зрители будут смотреть на экран пустыми глазами, пытаясь доказать себе и другим, что они интересуются искусством.
Открывался показ четырехминутным фильмом “Полет” режиссера Шона Маккалаха. Как объяснили организаторы, выбор пал на него не случайно. Во-первых, “Полет” стал символом так называемой первой ласточки в Казани. Напомню, что до этого “Кинотанец” проводился в Санкт-Петербурге, Москве, а также в Екатеринбурге. Во-вторых, так совпало, что открытие фестиваля пришлось на День космонавтики, и картина стала своеобразной данью памятной дате. Она повествует о жизни глухонемых отца и сына, которые воспринимают жизнь по-разному и неизбежно вступают в противоречие друг с другом.
Очень сложно объяснить то, чем притягивают эти своеобразные фильмы. Возможно, своей простотой и удивительной человечностью, а может быть, тем, что каждый зритель в зале открывает для себя что-то новое.
Нельзя не отметить одну из самых лучших картин за всю историю “Кинотанца” – тридцатиминутную ленту “Цена жизни” английского режиссера Ллойда Ньюсона. Эта остроумная трагикомедия с Дэвидом Толем в главной роли стала хитом последнего фестиваля в Санкт-Петербурге. Фильм дает возможность переосмыслить наши привычные представления о совершенстве. В нем одни танцуют ради денег, другие – из любви к искусству, а кто-то – потому что у него нет ног, но друг одалживает ему свои, искусственные. Герои истории преодолевают препятствия, ломают и снова выстраивают взаимоотношения с окружающими людьми, выживают день за днем, но продолжают танцевать.
Очень остро режиссер показывает отношения окружающих к инвалидам, которые тоже мечтают жить полноценной жизнью. Танец, или, точнее сказать, движения тела, необычные, но в то же время притягивающие внимание зрителей, делают в картине всех людей равными, заставляя забыть о том, что один из танцующих – калека.
Отдельно следует отметить хореографию всех фильмов, которая кардинально меняет наше представление о танцах вообще. “Тело никогда не лжет”, -эта фраза, сказанная однажды легендарной танцовщицей, хореографом и основательницей направления модерн Мартой Грэм, стала своеобразным девизом фестиваля. Возможно, некоторые из нас могут спутать кинотанец с жанром танцевального кино. К последнему, кстати, относятся легендарный фильм “Грязные танцы” с Патриком Суэйзи в главной роли и новинка прошлого года “Шаг вперед” известного голливудского хореографа и режиссера Энн Флетчер. В данном случае хореография предназначена для внесения яркости и зрелищности, она как бы дополняет основную сюжетную линию. В кинотанце же движения являются отнюдь не дополнением, они и составляют суть фильма. Это своеобразный язык тела, который передает правдивую информацию без слов. И с этой точки зрения очень интересен фильм “Черная весна” режиссера Бенуа Дерво. Картина изобилует сценами из жизни африканского континента и подчеркивает как политический, так и эмоциональный подтекст современного африканского танца.
На открытии фестиваля зрители получили возможность почувствовать себя героями необычного фильма. Сразу после окончания показа в холле кинотеатра питерская компания современного танца “Modern Look” устроила шоу-перфоманс на тему любви. Это современный танец, отвергающий наличие каких-либо эталонов и стандартов. Он вносит в представление спонтанность и постоянный эксперимент с движением. “Танцуя мы говорим со зрителем, – рассказывает основатель компании “Modern Look” Александра Ельчанинова. – Танцор, выходя на сцену, рассказывает свою историю, а зритель видит свою. Если он увидел, почувствовал, задумался, значит, не зря мы в танец вкладывали душу!”