– Надо же, нужно было приехать в Елабугу, чтобы увидеть картины Андрияки! – воскликнула гостившая у меня московская подруга, увидев в Художественном салоне елабужского музея-заповедника выставку столичного мастера. Она работает рядом с его школой, но вот зайти все было недосуг… В Елабуге же работы художника такого уровня экспонируются впервые в рамках проекта передвижных выставок Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
Организаторы привезли 35 работ самого мастера – народного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств, а также более 70 работ его учеников и преподавателей школы акварели. Разместить в небольшом зале удалось не все – все-таки нужна Елабуге нормальная художественная галерея. Андрияка известен тем, что пишет акварелью огромные полотна – даже 2,5 на 5 метров, такие размеры ранее считались недоступными. Страстный поклонник водяных красок, он и звание в академии впервые получил за акварельную живопись, а не за графику, к которой ее раньше причисляли. Художник развивает традиции мастеров русской классической многослойной акварели, расцвет которой пришелся на XVIII-XIX века. Интерес к ней почти угас к середине века XX, а популярной становится акварель в один-два слоя по сырому. Но благодаря Андрияке началось возрождение старой техники.
– До сих пор где мы видели акварель? В этюдах, набросках. Считалось, что она не может решать серьезные живописные задачи. А теперь она сходит со вторых ролей и становится полноправным живописным материалом, таким как масло, темпера, гуашь или акрил. Воздушность, легкость, неожиданность акварели в многослойной технике становится гораздо серьезней и качественней, – говорят организаторы выставки.
И правда: атлас и бархат, цветы в корзинах и огромные пейзажи, портреты и интерьеры, виды Москвы и натюрморты с дынями легко поддаются акварели и кисти художника, и даже не ожидаешь от прозрачной краски такой выразительной силы.
Приехавшая на открытие заслуженный педагог школы Андрияки Наталья Беседнова продолжает перечислять преимущества акварели:
– Работы обладают потрясающей сохранностью, даже по сравнению с масляной живописью, которая держится на грунте, а грунт – на нежном слое желатинового или рыбного клея. Хранить холсты нужно в особых условиях. А акварель, выполненная на высококачественной бумаге, хранится сотни лет, тем более что отечественные петербургские краски соответствуют наивысшим мировым стандартам светостойкости. Потом, где в наших квартирах держать холсты? А акварелью можно работать без оглядки на количество работ, просто складывать листы в пачки.
Вот и у Андрияки уже тысячи работ. Выставки проводились во многих крупных городах страны и за рубежом. А еще он преподает и старается передать опыт старых мастеров и свой собственный. Школу акварели учредил восемь лет назад комитет культуры Правительства Москвы. Преподавание ведется по авторской методике Сергея Андрияки, когда педагог работает вместе с учениками над одним заданием, ведь личный пример – самый короткий путь обучения. Но вообще этот метод не нов.
– Нам было очень смешно слушать выдержки из пособия старой Петербургской Академии художеств, которые нам зачитывал Сергей Николаевич, – рассказывает Наталья Беседнова. – Знаменитым художникам, картины которых ныне висят в Третьяковке, предписывалось писать в классах с учениками в качестве наглядного руководства, а “не заниматься во время уроков своими заказами”. Представляете? Такой серьезный подход дает большой результат, и нас вдохновляет то, что мы в своем преподавании чуть-чуть похожи на тех великих мастеров. Мы, педагоги, всю школьную программу отрабатывали с самых азов целый год до открытия школы. Было очень сложно перейти от свободной манеры, к которой мы привыкли, от творческого видения простых предметов к простому академическому выполнению. Но итогом стал профессиональный рост.
Детские работы на выставке поразили своей техничностью: уже в первый, второй год обучения ребята выдают такие результаты, которые многим традиционным школам даже не снились. Например, свободно передают свет, стекло, что сделать непросто.
Но вот вопрос: не клонирует ли школа Андрияки таких же художников, как он сам? Нет, уверенно говорят его помощники: если у человека есть индивидуальность, ее ничем не забьешь, но она будет грамотно и эффектно проявляться только на основе академического фундамента, который здесь и закладывается.
Ограничений в возрасте нет – были бы деньги оплачивать посещение платного отделения. Всего учащихся около тысячи, и всех желающих уже не принять. Были и 75-летние ученики, и, узнав об этом, мэр Москвы Юрий Лужков однажды пообещал записаться сюда, как только уйдет на пенсию.
Вопреки распространенному постулату, что настоящий художник должен быть беден, Сергей Андрияка таковым не является. При школе работает целый издательский отдел, который выпускает альбомы, каталоги, репродукции и даже учебные видеофильмы акварелиста. Следующий шаг – открытие Академии акварели и изящных искусств. Это будет первый в стране художественный вуз, специализирующийся на искусстве акварели. Сергей Николаевич уже является ректором, но здание пока не достроено, и когда состоится открытие – неизвестно. В академии можно будет развернуть много новых масштабных проектов, надеются педагоги. Например, приглашать на курсы учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, которые зачастую живут в творческом “вакууме”.