Юрий Башмет: от Москвы до самых до окраин

Юрий Башмет и камерный ансамбль “Солисты Москвы”, которому исполнилось 15 лет, совершают юбилейное турне по всей России.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Юрий Башмет и камерный ансамбль “Солисты Москвы”, которому исполнилось 15 лет, совершают юбилейное турне по всей России. В 39 городах страны они дадут 42 концерта. Девятой точкой на карте маршрута с начала гастролей знаменитого творческого коллектива стали Набережные Челны.


После того как два года назад автоград обзавелся Концертным залом органной музыки, в гости к местным меломанам зачастили звезды классического искусства. В чем, безусловно, есть заслуга попечительского совета органного зала, возглавляемого мэром города Ильдаром Халиковым. Организация гастролей выдающихся исполнителей стоит немалых денег… Но благотворное влияние прекрасного на общественную атмосферу рано или поздно окупит затраты.


В программу концерта входили Бах, Паганини, Моцарт, Шуберт. Надо ли говорить, что переполненный зал полностью оказался во власти музыки. Но не меньшую ценность для публики имеют и чисто человеческие качества, присущие настоящим художникам. Доступность, простота в общении Юрия Башмета приятно удивили журналистов городских СМИ.


На сцене он, как обычно, выступал в двух ипостасях – дирижера и инструменталиста-солиста, а это двойной, если не тройной, расход энергии. Что было заметно даже по физическому состоянию маэстро после концерта. И, наверное, его бы поняли, проведи он пресс-конференцию формально. Однако Юрий Абрамович отвечал и отвечал на вопросы, которые наверняка далеко не все были ему интересными – по причине хотя бы частой их повторяемости на встречах с поклонниками.


– Конечно, составляя программу очередного концерта, я делаю различия между городами в зависимости от их административного статуса, культурного потенциала. Однако почему вы считаете, что в Набережных Челнах музыкальные традиции только зарождаются? – не соглашается Юрий Башмет со скромной самооценкой хозяев. – У вас замечательный концертный зал. А что касается раздававшихся аплодисментов между частями сочинений, не принятых при исполнении классической музыки, то, чтобы закрыть эту тему, приведу гениальный, на мой взгляд, пассаж композитора Дмитрия Кабалевского. “Вас не раздражают аплодисменты между частями”? – спросили его. – “Нет, – был ответ, – когда хлопают в ладоши, я радуюсь: значит, у меня появился новый слушатель”!


Искорки юмора то и дело проскакивали у Юрия Башмета, когда он пускался в воспоминания.


– Альтистом я стал из-за… любви к маме, – признается маэстро. – 30-40 лет назад этот инструмент был уделом скрипачей с пробелами в технике. Я же входил в число трех лучших учеников по классу скрипки в музыкальной школе во Львове, но увлекся “Битлз”, организовал рок-группу. Мать это сильно беспокоило. Ибо я вступил в возраст, когда для достижения вершин в профессии требовалось ежедневно репетировать по 5-7 часов. А у меня много времени отнимала гитара. И тогда был найден компромисс: чтобы остаться в классической музыке и продолжать преуспевать в смежных жанрах, я перешел в альтисты.


Впоследствии Юрий Башмет совершил то, что в мировой истории музыки удавалось единицам. Альт, выполнявший чаще всего вспомогательную функцию в оркестре, он ввел в число солирующих инструментов.


– С одной стороны, мне, “скрипачу с темным прошлым”, выбравшему инструмент, отмеченный какой-то странностью и необычностью, было сложнее заявить о себе в музыкальном мире, – признается Юрий Башмет. – Однако у меня было и существенное преимущество – я пробивал дорогу не для Башмета. Есть что-то унизительное, когда выпускник консерватории приходит к директору филармонии и начинает убеждать в своих талантах, показывать дипломы, завоеванные на международных конкурсах… А я говорил о другом – пришло время, чтобы альт вышел на большую сцену, и я могу это продемонстрировать.


И продемонстрировал. Специально для Юрия Башмета композиторами было написано огромное количество произведений, среди которых, по его мнению, есть просто шедевры. В первую очередь это концерты для альта с оркестром Альфреда Шнитке, Софьи Губайдулиной и Гиви Канчели.


Маэстро объяснил, почему одно из его любимых детищ – камерный ансамбль “Солисты Москвы” – так называется. Солиста отличает глубокая потребность к индивидуальному самовыражению. Казалось бы, из одних музыкантов с такой психологией нельзя составить ансамбль. Но благодаря этому парадоксу оркестр и звучит особенно. Можно и на “Жигулях” разогнаться до 170 километров в час, но удовольствие от скорости на более мощном автомобиле будет качественно иным. “Солисты Москвы” – это как “Порше”, употребляет любимое сравнение Юрий Башмет.


– А по прошлому вы испытываете ностальгию? – был вопрос.


– Жалко, что сегодня разрушаются вещи, которые нужно во что бы то ни стало сохранить, – ответил Юрий Башмет. – Например, систему музыкального образования, в основании которой находились детские специализированные школы. Вообще отношение к музыкантам прежде было лучше. Хотя положение меняется – Президентом страны утверждены гранты для консерваторий, ведущих симфонических оркестров. Сам я сейчас занимаюсь тем, что пытаюсь найти деньги в бюджете для доплаты педагогам музыкальных школ. Их проблемы мне достаточно хорошо известны. Более того, в городе Новокуйбышевске школе №1 присвоили мое имя, и я вынужден ее патронировать. Работают здесь фанатично преданные делу люди. И когда при мне начинают заводить шарманку: мол, не те нынче преподаватели пошли, я сразу обрываю: это неправда – я только что из Новокуйбышевска! Так что провинция иной раз помогает сохранять оптимизм.


– А ваш концертный зал – вообще открытие. Он не просто не “глухой”, но очень живой по акустике, украшает звук, дает краску очень богатую. Челнинцы находятся в предпочтительном положении по сравнению с другими городами, где нам приходилось играть, – сказал, прощаясь с журналистами, Юрий Башмет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще