Чуткие пальчики с неожиданной силой извлекают из недр белого пианино мощные баховские аккорды. Хрупкая девочка с собранными в хвост волосами и в пышной юбке играет почти как на органе. А в фойе такие же малыши, задрав головы, с пристрастием рассматривают выставку рисунков. Тем, кто постарше и выше ростом, легче, ведь картины развешаны в четыре “этажа” – гуашью, акварелью, карандашами, гелиевой ручкой, красками по ткани… Это все их картины. Это они так умеют.
Они – это финалисты регионального фестиваля “Страна поющего соловья”, который проводит в нашей республике вот уже в десятый раз Фонд духовного возрождения “Рухият” компании “Татнефть”. На этот раз участников двух из семи номинаций этого года – юных пианистов и художников – встречала Елабуга, точнее, загородный оздоровительный лагерь управления “Прикамнефть” под романтичным названием “Космос”, расположенный среди шишкинских сосен.
Многие ребята заметно волновались. Самым “строптивым” композитором оказался Бах, о чем руководитель жюри, профессор Казанской государственной консерватории Эльза Ахметова и беседовала с преподавателями за “круглым столом”. Вообще, разговор длился три часа, а еще был мастер-класс этого педагога с сорокалетним стажем и замечательной пианистки. Она очень деликатно, но в то же время ярко и наглядно выявляла ошибки каждого из ребят, слушала их игру, играла сама, грела детишкам пальцы, подбадривала…
– Каждая нота должна быть как крепенькое ядрышко ореха, – поясняла Эльза Ахметова. – Ты лепила когда-нибудь из пластилина? – обращается она к робкой девчушке. – Он мягкий, теплый, и такой же контакт пальцев должен быть с клавишами. Не деликатничай, властно распоряжайся звуками, это твой материал!
– Учителя перестают играть по понятным причинам, – продолжает профессор в интервью нашей газете. – Я не призываю их участвовать в концертах, но нужно выучивать детский репертуар, потому что ребенку нужна наглядность. Мы бесконечно учимся, и вот на таких конкурсах за спиной детей прямо “стоит” работа педагога. И на фестивале были как очень хорошие работы, так и “образцовые”, на мой взгляд, выступления, по которым можно показывать, как нельзя играть.
Юным художникам на сцену выходить пришлось только во время награждения, которое проводил председатель правления Союза художников РТ Абрек Абзгильдин. Они привезли готовые работы, отобранные в каждом городе. На них все, что могли нарисовать дети: родная природа, дворики, игрушки, кошки, собаки, лошади и даже пушистый белый барс, гордо взирающий на окрестности с высокой горы, бабушки с внуками, улицы Елабуги и особая тема – страна “Татнефть”. Но участники фестиваля должны были и прямо на месте проявить свои способности, на что им дали три часа времени и тему “Весна в моей душе”.
Вообще, все сошлись во мнении, что Елабуга – лучшее место для проведения конкурса художников: дети знакомятся с родиной знаменитого пейзажиста Ивана Шишкина, с историей древнего города. Мастер-класс провел в числе других и акварелист из Москвы, член Союза художников России Александр Федоров: на глазах присутствующих родилось несколько картин.
Сувениры от управления “Прикамнефть” получили все участники фестиваля. Лауреатам вручили самое необходимое: художникам – наборы красок и кистей, музыкантам – радиоприемники. Обладателями дипломов первой степени в номинации “Изобразительное искусство” стали Диана Глухова и Галина Бусыгина из Елабуги, Евгения Царегородцева из Альметьевска. В номинации “Юный пианист” – Рамиля Саубанова и Наталья Шамышева из Нижнекамска.
Все победители примут участие в гала-концерте в Казани. Кстати, как сообщила исполнительный директор фонда “Рухият” Флера Шайхутдинова, здесь соберутся лауреаты фестиваля всех десяти лет, многим из которых “Страна поющего соловья” открыла путь в страну искусства.