В Казани два памятника Шаляпину.

В Казани завершился XXV Международный оперный фестиваль им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

В Казани завершился XXV Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина. Его увенчали два гала-концерта – 17 и 18 февраля. На последнем присутствовали Президент РТ Минтимер Шаймиев с супругой.


Концерт открылся величественной музыкой из оперы Д.Пуччини “Тоска”. Арию барона Скарпиа прекрасно исполнил солист Большого театра России Сергей Мурзаев в сопровождении оркестра театра под управлением Марко Боэми и хора, расположенного на этот раз не на сцене, а на последнем ярусе зрительного зала и оттого звучавшего по-особенному.


Вел концерт известный музыковед и телеведущий Святослав Бэлза. Обращаясь к публике, он напомнил мысль Сергея Рахманинова: Шаляпин – это богатырь, который станет легендой для будущих поколений… “Эти пророческие слова полностью оправдались, – сказал С.Бэлза. – Шаляпин действительно стал легендой на все времена, и его почитает весь мир. А в Казани, где он родился, ему воздвигнуты два памятника. Один – в бронзе. Другой, нерукотворный, – это фестиваль, носящий его имя, который год от года приобретает все более широкий размах”.


Украшением гала-концертов стало выступление оперных звезд мировой величины. Это солистка Мариинского театра, народная артистка России Ольга Бородина и Паата Бурчуладзе, названный Гербертом фон Караяном “Вторым Шаляпиным”.


– Я много хорошего слышал о Шаляпинском фестивале, – сказал П. Бурчуладзе нашему корреспонденту, – но самому приехать до сих пор не получалось. Участвовать в гала-концерте очень ответственно и интересно, так как этот фестиваль очень высокого ранга. И символично, что сегодня в зале присутствуют Президент вашей республики и члены Правительства. Желаю Шаляпинскому фестивалю, чтобы он продолжался, а себе – еще раз приехать и принять в нем участие.


На заключительных концертах великолепно спели также Михаил Вакуа – солист Московского музыкального театра им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Сусанна Чахоян из Национальной оперы Украины, Владимир Огновенко, еще один прекрасный российский бас, ныне солист театра “Метрополитен Опера” и многие другие. Кроме того, состоялось знакомство казанской публики с японской певицей Томоко Тагуччи, исполнившей арию Чио-Чио-сан, с австрийским тенором Космином Ифримом и солисткой Большого театра России Мариной Лапиной.


Надо признать, что такого изобилия мастеров оперного искусства из многих стран мира еще не было ни на одном гала-концерте Шаляпинского фестиваля.


А после концерта Святослав Бэлза ответил на вопросы нашего корреспондента.


– В Казань на Шаляпинский фестиваль с каждым годом приезжает все больше оперных певцов. Чем он притягивает, на ваш взгляд?


– Едут, конечно, не из-за гонораров. Сами понимаете, что ваш театр не в состоянии платить певцам такого ранга, как Ольга Бородина или Паата Бурчуладзе, столько, сколько им платят на Западе. Но имя Шаляпина свято для певцов. Поэтому они и едут и, как видите, стараются продемонстрировать свое искусство на высшем уровне. И я их вполне понимаю. Ольга Бородина мне по секрету сказала, что она не вполне здорова – недавно перенесла воспаление легких. Но как блестяще она спела!


– Вы уже не впервые ведете гала-концерты Шаляпинского фестиваля. Довольны ли вы сегодняшним?


– Да. Все было удачно, как и телевизионная трансляция концерта. Ведь в Казань были брошены лучшие силы телеканала “Культура”, и они смогли создать для телезрителей эффект присутствия.


– Какое, по-вашему, место занимает Шаляпинский фестиваль среди других музыкальных фестивалей?


– Искусство – и художников, и явления – вообще сложно расставлять по ранжиру. Когда -то безоговорочно первым в мире считался Зальцбургский фестиваль. Сейчас он потихоньку утрачивает свое значение. Но мы ведь максималисты. Если вручается премия, то непременно ее сравнивают с “Оскаром”, а любой фестиваль – с Зальцбургским. По-моему, не надо вставать на цыпочки, надо просто делать свое дело хорошо и вдохновенно. Как это происходит и на вашем Шаляпинском фестивале. Вспомните, как скромно он начинался в восемьдесят втором году, о его нынешнем международном статусе и не помышляли. А сегодня здесь представлены и Япония, и Австрия, и США, и многие другие страны. А как высок уровень певцов! Ведь имя Шаляпина не только вдохновляет, но и накладывает особые обязательства, повышает уровень требовательности и к организаторам, и к исполнителям. За кулисами я видел то, что скрыто от зрителей: и суеверия, и волнение… Да что говорить, видел я в свое время, как и Паваротти волнуется перед выходом на сцену. Без волнения нет искусства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще