В эти дни в Московском музее современного искусства проходит выставка “История видеоарта в России”, на четырех этажах разместилось около сотни экспонатов. А начинается выставка с работ, созданных по проектам руководителя казанского НИИ “Прометей” Булата Галеева. По этому случаю наш корреспондент поинтересовался у него:
– Булат Махмудович, какими судьбами вас занесло в видеоарт и, вообще, что это такое?
– Так называют игровое манипулирование теле- и видеозаписями в художественных целях, чаще всего иронического характера. Лет двадцать назад на фестивале в Австрии я случайно увидел тогдашний “шедевр” видеоарта: обычный телевизор лежит в аквариуме. Поразившись незатейливости замысла, я предложил на экране телевизора показывать золотых рыбок, а в аквариум пустить живых… Мне сказали: “Гениально!” – и предложили приехать с этим на следующий фестиваль. Пока я летел в самолете домой, придумал еще штук десять видеоинсталляций, показав их в 1990 году в пародийном концерте “Мультимедиа” в нашей консерватории во время Скрябинского фестиваля.
– И как приняла это казанская публика?
– Зал был в восторге, хотя я преподносил это как шутку, как насмешку над “загнивающим” буржуазным искусством. И началось. Звонят из канадского посольства: разрешите повторить “Электронного бэби” в
Монреале (детская коляска, из которой слышен плач ребенка, подходишь ближе, а там лежит монитор экраном вверх). Затем электронный мальчик плакал в Голландии, в Чехословакии, в Германии…
– Чем же объясняется такой успех?
– Знаете, даже если валять дурака, то надо делать это с умом. И не ограничиваться хохмой, не бояться социальных тем, даже политики.
– Например?
– Пожалуйста: в кирпичной стене, за тюремной решеткой помещен монитор, над ним спрятан глазок видеокамеры. И каждый, кто подходит поближе, видит на экране себя за решеткой. В таких композициях главное – это название, здесь оно вполне оптимистичное: “От сумы и тюрьмы не зарекайся”.
– А пример политического видеоарта?
– Несколько телевизоров расположены в круг. С экранов в центр круга рвутся с лаем собаки – к миске с долларами. А название: “Иллюстрация к “Капиталу” Маркса (посвящение Егору Гайдару)”. Говорят, на Западе нет цензуры. Но эту инсталляцию пусть вежливо, но ни на одну выставку так и не пропустили. Так что в Москве, если не считать Казани, этот гимн капитализму демонстрируется впервые.
– Вам удалось показать в Москве все свои работы?
– Нет, у организаторов не хватило техники, и часть композиций представлена в виде больших фотографий. Например, самая сложная: на большом экране под бесконечное “Болеро” Равеля плавно сменяются слайды с видами различных городов мира. По этим пейзажам-ландшафтам мерно шагает верблюд, нарисованный методом лазерно-компьютерной мультипликации. А в нижнем углу, чуть сбоку, расположен телевизор, и уже с его экрана на верблюда лает собака, наглядно иллюстрируя название этой инсталляции: “Собака лает, а караван идет”.
– И что же, эта композиция так и “живет” с утра до вечера?
– Да, и чтобы сделать такое, нужна, как говорят художники, довольно сложная “смешанная техника”: лазеры, компьютеры, слайдпроекторы и т.д. Над реализацией этого проекта работала целая команда наших студентов, у которых золотые руки.
– Какие же перспективы у данного направления экспериментального искусства?
– Если говорить о самой выставке, то ее куратор итальянец Антонио Джеуза собирается повторить этот опыт через год-другой, и там будет еще несколько наших работ.
– Так что же, ваша любимая светомузыка теперь побоку и да здравствует видеоарт?..
– Свои светомузыкальные фильмы мы показывали недавно на другой международной выставке – в Риге. А видеоарт для меня – в основном занятная интеллектуальная забава. Хотя… недавно я отправил в Музей холокоста в Иерусалиме проект видеоинсталляции под названием “Бабий Яр”. А в казанском Музее ислама уже больше года в постоянной экспозиции представлена наша компьютерная видеоинсталляция “Поющий шамаиль”. И то, и другое – это уже всерьез. В новом жанре возможно все – от комедии до трагедии. Поэтому видеоарт и называют экспериментальным искусством. Пока во всем мире идет поиск. А что из всего этого получится, посмотрим лет эдак через сто…