Культурный гумус в отличие от природного сам не создается. Вот почему невозможно переоценить литературно-художественные и культурно-просветительские периодические издания, столь популярные в советское время, с их огромными тиражами и всеобщим к ним интересом. Трудно примириться с почти полным исчезновением их сегодня в стране, явившей миру великую литературу…
Тем более отрадно, что на фоне падения тиражей и сокращения наименований журналов и альманахов в последнее время – боязно радоваться: не сглазить бы! – кое-где возникают новые периодические издания. Скажем, первые номера межрегионального литературного журнала “Коростель” в старинном русском городке Кострома и татарстанского “Казанского альманаха” вышли почти одновременно!
Год литературы и искусства в нашей республике завершился и под конец – в рамках выполнения государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков Республики Татарстан – подарил нам альманах. В редакционный совет вошли такие деятели и делатели культуры, как Василий Аксенов, Туфан Миннуллин, Разиль Валеев, Владимир Корчагин, Рустем Кутуй, Александр Ткаченко, Эдуард Трескин. Главный редактор – известный казанский писатель Ахат Мушинский. Первый номер подготовлен на базе Таткнигиздата, предположительная периодичность – два раза в год.
Разумеется, в контексте того, что для писателей и поэтов молчание, невозможность опубликовать новые произведения равносильно смерти, рождение альманаха – праздник. Нет сомнений и в том, что литературные силы Татарстана имеют большой потенциал для наполнения его добротной литературной продукцией – уже сейчас и на годы вперед. Первый номер дает основания полагать, что “Казанский альманах” станет заметным явлением литературной жизни не только в масштабе республики. Если это обнаружится не сразу, то лишь ввиду его небольшого тиража…
Новоиспеченный альманах читать вкусно! Проза традиционна и классична, без стремления кокетливо взглянуть на себя в зеркальце: я ль на свете самая занимательная? Рассказы Василия Аксенова, Эдуарда Трескина, Александра Архипова-Федорова – ностальгическая память о детстве, о Казани середины прошлого века, о войне, труде, чувстве времени и родины – одним словом, о вещах непреходящих, с естественно поставленными нравственными вопросами, а скорее, ответами на них. Язык произведений поднимается до уровня поэзии – ведь волшебный порядок слов характерен не только для настоящей поэзии, но и для настоящей прозы тоже.
“В небе с отсветом городских огней бледно проступили звезды. В такой час – между вечером и ночью – можно увидеть то, что происходило много лет назад, услышать голоса, а при желании даже и запахи прошлого. Вот и теперь откуда-то явственно потянуло свежеотесанным деревом. Время застыло в этом запахе, словно мошка в смоле”. Вот, собственно, образчик уровня языковой культуры, ниже которого авторы альманаха не опускаются. (Э.Трескин. “Сперматозоид инженера Воробьева”.) Если говорить о художественной прозе, то не упомянуть всех участников было бы просто несправедливо. В альманахе есть рассказ Елены Шевченко “В синем и далеком океане”, также вполне соответствующий уровню и тематике лучшей современной женской прозы. Сатирические рассказы классика жанра, выпускника Казанского университета Аркадия Бухова порадуют и развлекут самого взыскательного читателя, напрочь не принимающего то, что называется современным юмором.
С большим интересом читаются литературоведческие работы – о Габдулле Тукае, Мусе Джалиле. А лингвистическое исследование “Репрессированные буквы” преподавателя КГУ Лии Корниловой – короткое, убедительное и блестящее – оценят не только люди, профессионально работающие со словом…
Блок поэзии разнообразен и представлен семью авторами, помимо самого Гаврилы Державина, по праву и в качестве эпиграфа открывающего альманах в целом. Корифей нашей поэзии Рустем Кутуй с его тематически цельной подборкой еще раз убедит читателя в истинности своего дара высокой пробы. Муза Тимура Алдошина, красивая, слегка невменяемая дама, которой в силу этих качеств простительны легкие огрехи, еще раз блеснет своим обаянием. Поэзия Алены Каримовой снова одарит женственным теплом и достанет до сердца простыми, казалось бы, картинками: “…как, ничего не говоря, собака у подъезда мерзнет…”. Произведения Дениса Осокина, с модными постмодернистскими приемами, покажут иное видение привычных и знакомых казанцам мест, да и чего греха таить, наведут на мысль, что прав был Александр Сергеевич, обронив: “Поэзия должна быть глуповатой”… Иначе она превращается в нечто иное, чем поэзия, призванная быть простой, легкой и сжатой. Это же наскоро вспомнишь, читая публикацию Филиппа Пираева, первую в его жизни, но тут же покорят тебя небанальная, умело сконструированная строфика, звукопись стихов и драгоценные смыслы отдельных строк, – мастерство, одним словом…
И еще несколько слов об оформлении альманаха. Оно достойное: хорошая бумага, удобный формат, “льняная” обложка. Внутри текстов – органичные им иллюстрации художника Ильгизара Хасанова. А цветные работы Константина Васильева на оборотных сторонах обложки украшают альманах и дополняют искусствоведческую статью Геннадия Пронина о знаменитом казанском художнике.
Упомянуть всех авторов альманаха, увы, не удалось – работаем в заданных объемах, экономя газетную площадь. Наверное, это, скорее, хорошо, чем плохо – для читателя, который откроет альманах, когда он появится в продаже, еще остались сюрпризы!