Живопись – живая беседа души

Елабуга отметила в эти дни 175-летний юбилей живописца Ивана Шишкина.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Елабуга отметила в эти дни 175-летний юбилей живописца Ивана Шишкина. Исследователи его творчества рассказали о незнакомом нам Шишкине, сотрудники музея-заповедника представили публике новые уникальные издания, а потомки художника смогли впервые собраться в родовом гнезде. Организаторами мероприятия стали Министерство культуры, администрация Елабужского муниципального района, Елабужский музей-заповедник, мемориальный дом-музей Ивана Шишкина.


Русский музей. Знакомые с детства картины – по репродукциям, книгам, альбомам. Очередной зал – и вдруг вижу его: чуть склоненная вбок голова, руки в карманах, взлохмаченные волосы. Усталые глаза, морщинки-лучики… Спокойный, серьезный и в то же время добрый взгляд. Большой портрет висит на почетном месте в центре зала, и с него пристально и со вниманием всматривается во что-то мой знаменитый земляк Иван Иванович Шишкин. Таким запечатлел его близкий друг Крамской, и этот портрет лучше любой фотографии открывает внутреннюю суть изображенного. Такой человек не мог предать, не мог гнаться за наживой, суетиться по пустякам. Древнерусские иконописцы, прежде чем приступать к работе, должны были очиститься – как духовно, так и физически. Так писать природу, как делал это Шишкин, тоже можно было только со спокойной совестью и открытым сердцем.


Его обвиняли в фотографизме, в бездушном копировании увиденного, его труды опошлили дурно сделанные копии знаменитого “Утра в сосновом лесу”, висевшие в свое время едва ли не в каждом вокзальном ресторане. Его мишки “поселились” на конфетных обертках и много где еще.


Но все встает на свои места. Понимающие люди всегда видели в его картинах настоящий смысл. В его “портретах природы” почти нет человека, потому что утрачено то духовное равновесие, в котором пребывает человек, находясь в мире с Богом и самим собой. Его пейзажи – не только внимательный взгляд натуралиста, но страстная мольба о сохранении природы, что равносильно сбережению народом своих святынь. “Живопись – есть немая, но вместе с тем теплая, живая беседа души с природой и Богом”, – написал Шишкин в своем дневнике.


Юбилейные торжества продлились три дня. Весь четверг продолжалась научно-практическая конференция, на которую собрались действительно знатоки. Приветствие от всех живописцев страны передал секретарь Союза художников России Николай Боровской. Сотрудники Русского музея и Третьяковской галереи рассказали о неизвестных страницах творчества мастера. Оказывается, он рисовал акварели, целые альбомы хранятся в фондах Русского музея. Здесь совершенно нетипичные для Шишкина сюжеты – натюрморт с бутылками, лестница, сосульки на крыше… Продолжила удивлять Галина Чурак из Третьяковки: она раскрыла “животную” тему, опровергнув прижившееся мнение, что художник не умел толком рисовать зверей. Одно время Шишкин увлекся изображением животных – коровы, овцы переходили из одной его картины в другую. А еще обращался к жанру интерьера, известна его картина “Дама в гостиной, читающая письмо”, на которой, предположительно, он запечатлел жену Евгению, с которой тогда находился в разлуке и сильно скучал.


Выступил и автор книги “Шишкин” из серии “Жизнь замечательных людей” Лев Анисов. Впервые он приехал в Елабугу, город детства художника, 25 лет назад, в стремлении понять Шишкина.


Во время конференции состоялась презентация двух новых изданий, подготовленных сотрудниками музея-заповедника и дома-музея художника. Это “Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году” – мемуары отца художника. Он был известным и уважаемым в Елабуге человеком, дважды избирался городским головой, устроил в городе водопровод, часть которого действует до сих пор. Благодаря ему сохранился нынешний символ 1000-летия Елабуги – башня древнего городища, которую купец восстановил на собственные средства. Это он, заметив страсть сына к рисованию, стал выписывать художественные журналы, это он, несмотря на желание другой судьбы для Вани, поддержал того в намерении поступить в Московское училище живописи. Изданная впервые рукопись долгое время хранилась в сейфе дома-музея и наконец увидела свет.


Вторая книга – плод научной работы елабужских музейщиков. Это “Трехсотлетнее древо рода Шишкиных” – более 300 имен из одиннадцати поколений, начиная с основателя рода – Степана Шишкина (вторая половина XVII века) и заканчивая юными отпрысками.


В Елабугу смогли приехать более 30 продолжателей рода Шишкина, среди которых и прямые потомки – правнуки художника по линии многодетной дочери Лидии. Ныне они живут в Сербии, Германии, США, Украине и в разных городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Липецке, Казани, Ижевске, Елабуге (кстати, дорогу и проживание всем оплатили местные власти). Трепет ощутили они, вступив вместе на порог старого дома. Известно, что обе дочери Шишкина были художницами. Интересно, что многие в роду имеют хорошие способности к рисованию, а некоторые даже являются профессиональными художниками. Например, праправнучка художника Варвара Межинская-Антич – мозаист, ее сестра Елена – искусствовед, а тетя Елена – архитектор. Живущий ныне в Германии Виктор Репин, правнучатый племянник Шишкина, в зрелом возрасте открыл в себе тягу к изобразительному искусству и занимается им до сих пор. Есть и другие примеры.


Пятница началась с посещения дома-музея. На улице гостей, среди которых были Председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин, мэр Елабуги Ильшат Гафуров, директор музея-заповедника Гульзада Руденко, встречали крестьяне с повозкой, народный хор и – “мать” художника – Дарья Романовна с хлебом-солью (заведующая домом-музеем Лариса Башкирова), которая пригласила своих “родственников” в гости. Здесь, среди картин предка, в комнатах, где собиралась некогда семья, состоялась пресс-конференция. С легким акцентом и почти не путая ударений, сербские потомки рассказали об истории своей семьи. Язык они сохранили, старшие поколения учили младшие и всегда поправляли в случае оговорок. Фарид Мухаметшин даже позавидовал такому единению семьи, сказав, что, хотя его родственники живут в основном в Татарстане, собраться всем вместе не получается.


Кстати, в доме-музее находится первая из известных картин художника – “Жатва”, написанная им в юности, еще до учебы в училище живописи. Это полотно случайно нашли во время ремонта между половицами, эксперты подтвердили его авторство.


В этот же день в Елабуге открылись две художественные выставки: по итогам всероссийского симпозиума по современной живописи, прошедшего летом, и по результатам фестиваля детского художественного творчества “Шишкин – великий русский художник”, в котором участвовали около полутора тысяч детей со всей страны.


Кроме того, состоялось торжественное гашение первой марки, посвященной юбилею художника.


Завершился день мероприятием, связанным с именем другого уроженца елабужской земли – Владимира Бехтерева. Все участники юбилейных торжеств присутствовали при открытии памятника знаменитому ученому, 150-летие которого приходится на 1 февраля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще