Фонды закрылись на учет, но музеи ждут посетителей и… меценатов

Фонды музейных хранилищ Татарстана в первые же будни нового года закрылись на инвентаризацию, которая продлится не менее двух-трех лет.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фонды музейных хранилищ Татарстана в первые же будни нового года закрылись на инвентаризацию, которая продлится не менее двух-трех лет. Об этом на “круглом столе” под названием “Встреча друзей” сообщила генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова.


Ничего необычного в сложившейся ситуации, по ее словам, нет. Сверка музейных коллекций с учетной документацией началась на днях одновременно по всей стране. По словам Гульчачак Назиповой, она затронет все государственные (их в республике 13), а также большинство муниципальных городских и сельских музеев. Эта трудоемкая и кропотливая работа санкционирована специальным приказом по Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ.


Напомним, что к проведению всеобщей сверки музейное руководство страны вынудило прошлогоднее ЧП – вскрытое хищение сотен драгоценных экспонатов из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. К тому же, как известно, разобраться в ситуации и сделать соответствующие выводы Правительству поручил лично Президент России. Недавно по его распоряжению была создана специальная межведомственная комиссия, задачей которой стала проверка крупнейших музеев страны и последующий контроль за их деятельностью. Возглавил ее вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. Уже эти факты свидетельствуют о том, насколько обеспокоено руководство страны состоянием музейного дела.


А вообще-то, как подчеркнула Гульчачак Назипова, необходимость во всеобщей инвентаризации назрела давно. Последняя подобная акция в масштабах страны была проведена еще в 1976 году. За три десятка лет фонды музеев существенно пополнились, изменились их структура и подходы к хранению, однако это никак и нигде не было учтено. Настало время навести порядок в хранилищах и… в головах их работников.


Для Татарстана это особенно актуально, поскольку он занимает первое место в Приволжском федеральном округе по объему музейного фонда (почти полтора миллиона экспонатов), экспозиционным площадям и количеству персонала. Кроме того, по уровню развития музейной сети республика входит в первую десятку регионов России.


Главный вопрос, который теперь может возникнуть у любителей старины, туристов и гостей города: смогут ли они приходить на экспозиции, состоятся ли запланированные выставки?


Гульчачак Назипова поспешила заверить: закрытие фондов не приведет к приостановке работы Национального музея РТ и его филиалов. Только в главном музейном хранилище в текущем году пройдут семь крупных выставок и еще несколько специальных, например, посвященных экологии, природе и охотному делу в Казанском крае, истории татарского национального костюма, банковского бизнеса в Татарстане, а также большая экспозиция о нашем земляке, известном ученом и враче В.Бехтереве. Будет продолжена и работа над формированием основной выставки, повествующей об истории Татарстана. Экспонаты для этих экспозиций будут сверяться и регистрироваться в первую очередь, а затем выдаваться из фондов по отдельному приказу.


Более того, сверку в большинстве муниципальных хранилищ планируется завершить уже к нынешнему лету, максимум – к осени. Так что провинциальные посетители музеев вообще не заметят перерыва в их работе. Трудности в повседневной деятельности возникнут в основном у больших казанских музейных хранилищ. Так, в Национальном музее сверка может растянуться до 2011 года.


Вообще, “Встреча друзей” – первое неформальное общение краеведов, ученых, архитекторов, журналистов, которое, как рассчитывают его организаторы, позволит привлечь внимание общественности к состоянию музейного дела в республике. Гульчачак Назипова пообещала сделать такие встречи традиционными, как минимум – ежегодными. Только так, считает она, можно привлечь общество к решению насущных проблем музейщиков. А проблем немало.


– Сверка фондов на самом деле отражает сложное финансовое положение музеев, – подчеркнула генеральный директор. – При этом проведение всеобщей инвентаризации, по сути, попытка бороться с последствиями, а не с причинами кризиса в сфере музейной культуры.


Строительство каждой экспозиции требует вложения значительных средств. К примеру, реставрация одного татарского костюма обходится музею в двести тысяч рублей, недешево стоит и изготовление новоделов (некоторые экспонаты ветхи настолько, что не подлежат реставрации и экспонированию). Цена современной витрины “с микроклиматом” сопоставима по цене с автомобилем, дорого стоят услуги столичных дизайнеров и художников, специалистов по компьютерным технологиям.


– Музейных работников часто упрекают в неэффективном использовании бюджетных средств, – посетовала Гульчачак Назипова. – Между тем 45 миллионов рублей в год, которые нам выделяются “на круг” вместе со всеми филиалами, – это весьма скромная сумма. Как и в любом деле, в бизнесе необходимо первоначально вложить средства, а затем получать прибыль. Однако культура – это не бизнес, и рассматривать ее как прибыльное дело не только непрофессионально, но и опасно. Потенциал музеев велик, и его необходимо использовать не для получения прибыли, а прежде всего для поддержания морального здоровья нации, воспитания патриотизма у подрастающего поколения.


Самый больной вопрос для руководства музейного объединения Татарстана: почти все хранилища в республике сегодня нуждаются в капитальном ремонте. Однако государство пока не в состоянии обеспечить даже эти элементарные нужды. Конечно, для повышения доходов музеев необходимы маркетинговые меры, участие в грантах и конкурсах. Но кардинально ситуацию может и должно изменить лишь участие бизнеса.


Напомним: нынешний год в Татарстане объявлен Годом благотворительности. Поэтому музеи с нетерпением ждут своих меценатов, ждут, что у них появятся новые друзья.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще