Он Лира посвятил народу своему

Что случилось этим аномально теплым декабрьским вечером?

Автор статьи: Шамиль АБДЮШЕВ

Что случилось этим аномально теплым декабрьским вечером? Казалось, круговерть дождя, снега и шквальных порывов ветра грозит сорвать Казань с места, определенного историей, и, покружив в небесах, определить городу новую точку на карте.


Есть подозрение, что эпицентр разгула стихий находился на улице Гладилова и что премьера трагедии Шекспира “Король Лир” в Татарском театре юного зрителя привела в движение невидимые взаимосвязи между искусством и природой. “Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки! Лей, дождь, как из ведра…” – заклинал в тот вечер со сцены татарский Лир – Нуриахмет Сафин. В его устах монолог потрясенного Короля звучал убедительно. Возможно, потому, что путь актера к бенефисной – приуроченной к 60-летнему юбилею – роли был труден и противоречив. За 40 лет творческой деятельности народный артист РТ Нуриахмет Сафин сыграл более ста ролей, причем примерно половину из них – в Республиканском передвижном театре (ныне театр драмы и комедии им.К.Тинчурина). Благополучная актерская биография испытала перелом вместе с эпохой – ее вторая, постперестроечная, половина связана со становлением нового театра – Татарского тюза. В чем секрет неиссякаемого источника терпения, преданности избранному делу? В беседе с ветераном сцены попытаемся найти ответ на эти вопросы.


– Все мы родом из детства. Ваше пришлось на тяжелые послевоенные годы…


– Я родился в 1946 году в деревне Степная Шентала Алексеевского района. Рос без отца; я не стесняюсь признаться в том, что был незаконнорожденным ребенком. Наоборот, горжусь, что наделен судьбой, в которой как в капле воды отразилась вся тяжесть, выпавшая на долю моего поколения. Повзрослев, я осознал героизм своей матери Гизатбану, солдатской вдовы; она решилась родить ребенка вопреки суровому общественному мнению, материальным трудностям. Думала не о себе, а о сохранении жизни, которую носила в себе. Я всегда был благодарен матери за жизненный подвиг, покоил ее старость целых 30 лет, забрав из деревни к себе в благоустроенную квартиру. Последние три года она вообще жила в одной комнате со мной; я обеспечивал матери уход, кормил фруктами и деликатесами, стараясь компенсировать тяготы и лишения, которые выпали на ее долю в лучшие годы жизни. Она умерла у меня на руках.


– Какие впечатления и чье влияние определили ваш профессиональный выбор?


– В нашей деревенской восьмилетке, как ни странно, на очень высоком уровне была поставлена художественная самодеятельность. У нас был хор, кружок танцев, ставили мы и пьесы по брошюре “Школьная сцена” – буквально все, от корки до корки. Как-то раз довелось мне сыграть и Шурале в известной поэме – сказке Тукая. Был я длинный, худющий, мне прикрепили ко лбу бараний рог, с которым я носился по сцене так, как будто видел одноименный балет. Оформить смутные подростковые стремления в осознанное желание стать артистом мне помогла учительница-практикантка Гуляра Ахметзянова. Этой девушке удалось завоевать мое доверие, я открылся ей, а она, в свою очередь, уверила меня в реальности поступления в Казанское театральное училище. Когда в 1962 году я приехал в Казань, бескорыстная Гуляра приютила меня в своей квартире на период вступительных экзаменов.


– У каких мастеров вы учились?


Сцена из спектакля "Король Лир"– Наш курс набирал известный режиссер Празат Исанбет. Однако мы недолго постигали азы актерского мастерства под его руководством, после года преподавания он отошел от дел. Зато повезло с другими наставниками: две великие татарские актрисы, Асия Хайруллина и Шахсанэм Асфандьярова, преподавали нам сценическую речь и сценодвижение. Однако самое большое влияние на меня оказала Анна Гацулина. Уроки хореографии под ее руководством раскрепостили меня. Помещения, приспособленного для занятий танцами, в училище тогда не было, поэтому мастер-классы педагог давала у себя дома. “Ах, была бы у меня квартира побольше!” – не раз мечтательно восклицала Анна Федоровна. Помню, даже на банкете после окончания училища она не упустила последнюю возможность позаниматься, вытащив меня танцевать венский вальс.


– Казалось, перед подающим надежды молодым актером были открыты двери всех театров…


– …а он уезжает из Казани в родную деревню. Нынешнему поколению молодых людей, наверное, трудно представить, что мысли двадцатилетнего юноши заняты не карьерой, а пошатнувшимся здоровьем матери. Однако факт остается фактом: после окончания театрального училища я устроился методистом в сельском клубе. Но быстро осознал, что переезд в деревню – не выход из положения, потому что сцена начала сниться мне каждую ночь, тянуть к себе. Вот почему я с радостью откликнулся на предложение режиссера Ленара Садриева сыграть роль Леонидика в спектакле “Мой бедный Марат”. А в 1968 году, получив благословение матери, я уже окончательно вернулся в Казань, где был принят в труппу Республиканского передвижного театра.


– Чем запомнилось сотрудничество с главным режиссером этого театра Равилем Тумашевым?


– С Равилем Рахимовичем мы проработали вместе около 20 лет. Поначалу наши творческие отношения были далеко не идиллическими. Он рассматривал мою актерскую индивидуальность под своим углом зрения и предлагал мне роли лишь отрицательных персонажей. В конце концов я взбунтовался: почему только я должен играть злодеев, негодяев и подхалимов? Наше взаимонепонимание в тот период доходило до того, что половину времени, отведенного на репетицию, мы проводили в спорах. Но недаром говорится: в споре рождается истина. Взаимопонимание все же пришло к нам в последние годы совместной работы.


– Какой след в памяти оставил легендарный режиссер Рифкат Бикчантаев, задействовавший вас в трех своих спектаклях?


– Он запомнился мне своей корректностью и интеллигентностью. Никогда не кричал и не прибегал к крепким выражениям на репетициях… Обычно мэтры с актерами не церемонятся: оставь свои переживания за дверью – стандартная рекомендация в подобных случаях. А Рифкат Бикчантаев, замечая за кем-то состояние душевного смятения, интересовался у коллег: что с таким-то творится? Но он был в передвижном театре всего лишь очередным режиссером, поэтому не мог развернуться в полную силу, реализовать все свои замыслы. Мне особо дорога наша с ним совместная работа над первой пьесой Рабита Батуллы “После свадьбы”. Актеры в этой постановке собрались поющие, пластичные – Луара Шакирзянова, Люция и Фердинанд Фарсины, Ильдар Хазиев, Гата и Карима Нуруллины, Мунира Шагидуллина. Спектакль получился феерически зажигательным, по зрелищности он не уступал современным эстрадно-концертным шоу.


– Середина 1980-х стала переломной для всех: для страны, для передвижного театра, для вас лично…


– Да, обстановка в те годы в городе была неспокойная, казанцы, думаю, до сих пор помнят разгул молодежных группировок в начале восьмидесятых. Я очень тревожился за своих детей, а бесконечные разъезды по районам с гастролями не оставляли мне возможности присматривать за сыном и дочерью. Вот причина, по которой я решился на непростой шаг – уход из Передвижного театра. Недолгое время работал директором клуба производственного объединения “Тасма”. Там меня и нашел режиссер Фарит Хабибуллин с предложением помочь становлению татарского молодежного театра-студии. С первых дней я не только тащил на себе репертуар, но и работал по совместительству заведующим литературной частью, ассистентом режиссера… Многие артисты не выдерживали трудностей и покидали коллектив. К 1991 году, когда студия стала полноценным театром, Татарским тюзом, здесь остались только самые преданные.


– Вы самый старший по возрасту в молодежной труппе. Как вам удается (сужу по драме “Сенной базар”) органично вписываться в ансамбль молодых актеров?


– Молодежь, окружающая меня, очень талантлива. Но многим не хватает дисциплинированности. Иногда любя я называю их анархистами. Скажем, для них допустимо прийти в театр за 10 минут до начала репетиции. Я же прихожу за два-три часа…


– Что изменилось в вашей творческой судьбе с приходом в 2002 году в театр Рената Аюпова в качестве главного режиссера?


– Несомненно, театр сделал рывок вперед. Победы, которые мы завоевали на международных фестивалях в Бишкеке со спектаклями “Сак и Сок” и “Сенной базар”, доказывают, что Ренат Аюпов – режиссер с большой буквы. Он умеет убеждать, вести за собой коллектив. Именно с его приходом я воспрянул духом и понял, что моя многолетняя мечта о роли Короля Лира может наконец-то осуществиться.


– На фестивале тюркских театров “Науруз-2005” были представлены два “Короля Лира”, казахстанский и хакасский, вот и татарстанский спустя год появился. Чем объясняете такой всплеск интереса к трагедии?


– Я считаю, что “Король Лир” созвучен нашему времени. Десять лет назад, когда происходил распад советской империи, он был еще созвучнее. Сегодня на повестке дня стоит уже иной вопрос: что будет с Россией? Кроме того, в “Короле Лире”, на мой взгляд, заключена общечеловеческая проблема, с которой сталкивается любой стареющий человек: как распорядиться нажитым имуществом, писать завещание при жизни или нет? Раздать все, подобно Лиру, и оставить себе лишь почетное звание главы семейства? Но основы мироздания уже во времена Шекспира были настолько зыбкими, что “титул и имя короля” не гарантировали порядка в отдельно взятом семействе. Так что в жизненном тупике, который описал Шекспир, оказываются многие.


К сожалению, я не видел Лира в исполнении великого татарского актера Халила Абжалилова. Потому был вынужден в работе над ролью исходить из особенностей своей личности и манеры игры, свойственной всем татарским актерам. А они, по словам Олега Табакова, в театре которого в 1993 году я проходил стажировку по актерскому мастерству, таковы – темперамент и эмоциональность, бьющие через край.


* * *


Удался ли “Король Лир” в Татарском тюзе? Осилил ли Нуриахмет Сафин роль, к которой готовятся всю жизнь? Да, сходятся театралы во мнении, это не вершина визуального воплощения трагедии хаоса, но весьма оригинальная и непохожая на все бывшее ранее версия. В успех постановки велик вклад художника Булата Гильванова, создавшего сценографию и костюмы с использованием булгарских мотивов. Спектакль в целом решен как непафосный, без заламыванья рук. Хрестоматийные сцены идут чисто, четко и быстро, в современном темпе экшен (время представления 2 часа 15 минут). Груз нагнетания трагедии, ужаса берет на себя музыка Юрия Чаплина и световая партитура спектакля. Задача в этом плане решается сложная: бликами кинжальной пронзительности персонажи, одетые в черные костюмы, “вырезаются” из фона – непроницаемо черной коробки сцены. Лишь Корделии (Э. Камалиева), Эдгару (Ф.Калимуллин) и Королю Лиру режиссер Аюпов позволил изнутри светиться беззащитной плотью и слегка прикрыться белыми одеждами.


Образ главного героя оставляет впечатление, что Лиров в спектакле несколько. В начале Сафин, набрав полные легкие трагедийного темперамента, величествен и грозен, затем, ближе к середине, когда показывает два кукиша неблагодарной Гонерилье (Х. Сунгатуллина), играет старческую раздражительность, в финале масштаб роли уменьшается до предела – на сцене царит убедительное бытовое сумасшествие.


Доволен ли сам Нуриахмет Валиахметович воплощением своей мечты? И да, и нет. Принимая сегодня поздравления с большой творческой удачей, актер понимает, что совершенство не знает предела. К тому же “нервная система” спектакля достраивается и после премьеры, окончательная расстановка акцентов зависит от зрительского восприятия. А публика в театре юного зрителя, как известно, непростая.


Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще