Полнометражный игровой фильм “Зулейха”, снятый режиссером Рамилем Тухватуллиным по пьесе Гаяза Исхаки в 2005 году, в октябре этого года получил приз зрительских симпатий на кинофестивале “Берлин-Азия”, который проходил в Германии.
Напомним читателю: генеральный продюсер студии “Рамай”, президент Фонда развития киноискусства “Татарстан-Синема”, народный артист РТ Рамиль Тухватуллин занимается производством кинопродукции семь лет. Он уже знает вкус награды, так сказать, российского масштаба: за фильм “Пропасть”, посвященный 200-летию МВД России, он получил “Серебряного Георгия” и первое место в конкурсе. Но международное признание – это впервые.
Фильм был снят в 2005 году к 1000-летию Казани. На берлинском кинофестивале он номинировался на лучший игровой фильм, но получил неожиданную, не менее значимую награду. Всего на фестивале выставлялось более 30 фильмов из разных стран. “Самое важное – признание зрителей, – сказал Рамиль Тухватуллин. – Для нас это огромный стимул к дальнейшему развитию кинематографа в Татарстане”.
– Рамиль, насколько реально и перспективно развитие татарстанского кинематографа?
– Реально. Время, рынок диктуют, да и таланты уезжают из республики, это ребята-программисты, аниматоры, здесь они получают азы профессии, но уезжают в Москву, Питер, за границу, потому что у нас не востребованы. К Президенту республики приезжал Никита Михалков с предложением создать национальную киностудию. С подачи Михалкова при поддержке Президента наш кинематограф обретет масштабный характер развития.
– Пока создание студии на уровне идеи?
– На уровне бумаг. Я слышал, уже разработана концепция. Я не видел этих бумаг. Но, если дело будет иметь затяжной характер, мы будем отставать и отставать. Обязательно и немедля надо отправлять кадры учиться во ВГИК. На сценарный, актерский, операторский факультеты – лет через пять приедут ребята с новым мышлением… Есть у нас несколько человек, которые закончили ВГИК, – профессионалы-кинорежиссеры, но нужен тренаж, профессиональные качества без практики атрофируются.
– Одним словом, ваша победа на международном конкурсе – это начало, и все у татарстанского кинематографа впереди?
– За рубежом с удивлением восприняли то, что в Татарстане снимают фильмы, мы для них были открытием. Это неудивительно – как они могли знать? У Татарской АССР, автономной союзной республики, в советские времена не было студии. Все только начинается! Нам дали кислород, и мы дышим.
– Поздравляю вас с первым международным признанием и наградой – красивая стела! К ней ничего не прилагалось?
– Денежной премии не было.
– А не помешала бы? Кто вас финансирует?
– Фонд – это частная организация, живет за счет частных инвестиций. Мы не имеем государственной поддержки – самостоятельно развиваемся.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– Снимаем мультипликационный фильм “Шурале” по поэме Тукая, закончился съемочный период художественного игрового фильма “Дилемма”, готовим его к выпуску.
– Когда фильм выйдет на экраны, о чем он?
– В феврале-марте покажем во всех кинотеатрах республики. Фильм о тинейджерах, сценарий Айсылу Хафизовой. Тематика редкая, мало фильмов, где поднимаются проблемы подростков. Но он и взрослым будет интересен, потому что имеет аллегорический смысл.
– Кто меценаты вашей новой работы?
– Физические лица Ринат Хамбиков, Джаудат Миннахметов, Премьер-министр Рустам Минниханов. Как юридическое лицо – холдинговая компания “Ак барс”. Но это пробные инвестиции.
– Фильм “Зулейха” вышел на татарском языке, а “Дилемма”?
– На русском. Думаю, что сужу значение своей работы, если буду снимать только на татарском языке. Впрочем, это не столь важно, на каком языке! Если мы гордимся достижениями теннисиста Марата Сафина или академика Рауля Сагдеева, который живет в США, или поэта Равиля Бухараева, не суть, на каком языке они говорят, мы горды тем, что они татарского происхождения, мы одна нация.
– Что вы собираетесь снимать дальше?
– Уже думаю о новом проекте, нельзя останавливаться, остановка смерти подобна.