На севере американского штата Нью-Мексико есть небольшой городок Таос, а в самом его центре – настоящий русский терем: с высоким крыльцом, резными деревянными колоннами, самодельной домашней утварью. Дом этот, включенный в Реестр исторических ценностей США, некогда принадлежал выдающемуся русскому художнику Николаю Фешину и был построен по его собственному проекту. С Америкой связана вторая половина жизни художника. А родился Николай Фешин 26 ноября 1881 года в Казани, и именно здесь к нему пришла слава “лучшего в России живописца”. Напомним, что эту знаменитую характеристику дал Фешину его учитель – Илья Репин.
Отец Николая Фешина был резчиком по дереву, владел в Казани иконостасной мастерской и рано приобщил сына к рисованию. Однажды на эти детские рисунки обратил внимание директор только что открывшейся Казанской художественной школы Н.Белькович, что и решило дальнейшую судьбу юного Фешина. Знания и навыки, полученные в школе, позволили ему в 1901 году продолжить свое образование в Петербургской академии художеств, где он выбрал мастерскую Ильи Репина. Почти каждый год его пребывания в академии был отмечен поездками по России “с целью художественных работ с натуры”. Нередко для этой цели Фешин выбирал села Казанской губернии, где были сделаны первые эскизы и наброски для многих известных жанровых полотен художника – “Бойня”, “Черемисская свадьба”, “Капустница”, “Обливание”.
В 1908 году Николай Фешин возвращается в Казань, где в течение последующих пятнадцати лет преподает в художественной школе и много выставляется как живописец и график. Так, в 1909-м его “Портрет неизвестной” был удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене, а в следующем году выставленная им в Академии художеств картина “Капустница” принесла ему право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами, чтобы к осени вернуться в Казань к преподавательской работе.
Пройденная Фешиным академическая школа не могла не сказаться на его педагогических взглядах. Как и Репин, Николай Иванович придерживался метода “показательного” обучения: он почти молча поправлял работы своих учеников, а иногда просто переворачивал лист и заново делал рисунок. Как вспоминал один из его учеников, “вся казанская школа в этот период была, в сущности, “фешинской”, все ученики подражали ему”.
Активно участвует Фешин и в общественной жизни школы. Скажем, на вечере в честь столетнего юбилея Н.Гоголя большим успехом пользовались его декорации для живых картинок “Вечер накануне Ивана Купалы”, а в дни проведения в Казани выставки “Современное русское искусство” фасад школы украшали выполненные им афиши и плакаты. Вместе с тем администрацию школы всегда раздражал его слишком независимый характер. “Фешин – талантливый художник и потому всегда стремится к лучшему положению, чем преподавательское, имеет в виду получить приглашение на поездку в Америку и хлопочет о кругосветном путешествии. Его я всегда считал желательным, но временным преподавателем”, – говорится в характеристике Г.А.Медведева, возглавлявшего в те годы Казанскую художественную школу.
Есть свидетельства, что Фешин разработал архитектурный проект пристроя к трехэтажному зданию школы (крытый переход должен был соединить ее с соседним зданием). Однако осуществлению этого проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Фешин не считал себя архитектором, но “проективность” его мышления была заложена еще в детстве, когда он помогал отцу создавать чертежи иконостасов для сельских церквей. Этот интерес к архитектуре он пронес через всю жизнь. Подтверждение тому – дом в Таосе, срубленный по проекту художника и отделанный, со всей мебелью и утварью, его собственными руками.
В 1918 году Казанская художественная школа была преобразована в Свободные государственные художественные мастерские, и Фешин с присущим ему энтузиазмом включился в этот преобразовательный процесс. Не претерпели изменений только его педагогические принципы. Больше всего в искусстве он ценил индивидуальность и придавал первостепенное значение раскрытию творческих способностей учащихся. И не вина Фешина, что этот неослабевающий энтузиазм его педагогической деятельности и собственного творчества в силу объективных обстоятельств не получил на родине художника условий для дальнейшего развития.
Фешин все чаще задумывается об эмиграции и прямо говорит об этом в письме И.Бродскому от 18 октября 1921 года: “… до революции я еще мог чувствовать себя здесь более или менее сносно, но теперь, когда я потерял всякую связь с внешним миром – становится невмоготу. … С большим трудом я возобновил переписку с заграницей, куда меня по-старому приглашают и куда я намерен поехать при первой возможности”. Через год такая возможность Николаю Ивановичу предоставилась…
Как уже сказано, начиная с 1909 года Фешин был постоянным участником международных выставок в Европе и США. “Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского” были восхищены американские зрители, когда впервые увидели портреты, созданные Н.И.Фешиным. В 1923 году он получил предложение преподавать в Нью-Йорке, затем жил в Таосе, а после развода с женой поселился с дочерью в районе Лос-Анджелеса. Там же, в Санта-Монике, 5 октября 1955 года Фешин тихо во сне скончался. В 1976 году, исполняя его последнюю волю, дочь художника И.Н.Фешина-Бренхам перевезла прах Николая Ивановича в Казань и захоронила на Арском кладбище. Ее же стараниями в 1981 году в Таосе был основан Дом-музей Н.Фешина.
В России же самым крупным центром изучения творческого наследия Николая Фешина был и остается Музей изобразительных искусств РТ. Сегодня казанская коллекция насчитывает более 180 его произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (для сравнения – в Третьяковской галерее всего три его работы). В основном это портреты, а также сложные, многофигурные композиции, как правило, на темы деревенского быта и народных праздников. Ученик Репина, Фешин мог смешивать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир.
Начало музейному собранию было положено в 1919 году, когда было куплено несколько работ. Перед эмиграцией несколько больших полотен художник передал в музей на хранение. Среди них – “Обливание”, “Бойня”, “Портрет отца”. В 1960-1970-е годы коллекция существенно пополнилась в результате активной собирательской деятельности сотрудников музея. В 1976 году благодаря дару Ии Николаевны Фешиной-Бренхам в музейное собрание поступили работы американского периода – живописные полотна, скульптура, великолепные рисунки углем. В том числе портрет Марии Никифоровны Бурлюк, появлению которого предшествовала неожиданная встреча Фешина с Давидом Бурлюком в нью-йоркском метро. А впервые их жизненные пути пересеклись в Казанской художественной школе, куда Давид Бурлюк поступил на три года позже Фешина. Затем оба эмигрировали, и вот вдруг выяснилось, что они снова живут недалеко друг от друга и даже водят детей в одну и ту же школу. Фешин попросил Бурлюка позировать для него. В результате появился превосходный портрет, хранящийся ныне в Музее изобразительных искусств Санта-Фе (Нью-Мексико). Тогда же были написаны и два портрета жены Бурлюка, один из которых пополнил казанскую коллекцию.
Представления о роли и значении творческого наследия Фешина складывались также в первую очередь благодаря казанским искусствоведам. Автором первого монографического очерка о художнике, который был издан еще в 1921 году, стал П.М.Дульский, один из основателей казанской школы искусствоведения. Значителен вклад и бывшего директора ГМИИ Г.А.Могильниковой. Именно она создала первую экспозицию фешинских работ в Казани в 1958 году, а также инициировала и организовала крупнейшие персональные выставки художника в Москве и других городах Советского Союза. В современной литературе, посвященной творческому и жизненному пути Н.Фешина, можно найти также ссылки на труды казанских искусствоведов Е.Ключевской, Г.Тулузаковой и других.
Казанское время Николая Фешина продолжается. 21-25 ноября Государственный музей изобразительных искусств РТ проводит международную научную конференцию, посвященную 125-летию со дня рождения Н.И. Фешина. Круг тем, заявленных участниками конференции, дает возможность представить личность и творчество художника в контексте мировой художественной культуры ХХ века. Наряду с ведущими искусствоведами Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов в конференции примут участие американские специалисты, которые тоже считают русского художника “своим”. Ожидается приезд и директора Дома-музея Н.Фешина в Таосе.
Кроме того, 22 ноября в Казани откроется большая выставка произведений Н.И.Фешина, на которой впервые после 1964 года наиболее полно будет представлен русский период творчества художника. Вместе с работами из собрания ГМИИ РТ в юбилейную экспозицию войдут около 40 фешинских полотен, ныне хранящихся в Русском музее, Третьяковской галерее, Центральном театральном музее им.А.А.Бахрушина, а также в музейных собраниях Самары, Нижнего Новгорода, Перми и других городов.
P.S. Когда верстался этот номер, стало известно, что в целях увековечения памяти выдающегося художника Кабинетом Министров Республики Татарстан принято решение о присвоении Казанскому художественному училищу имени Н.И.Фешина.