С благодарностью от потомков

Есть вещи, которые необходимо делать повседневно, спокойно и без предвзятости в угоду политической или культурной конъюнктуре.

Есть вещи, которые необходимо делать повседневно, спокойно и без предвзятости в угоду политической или культурной конъюнктуре. К таким вещам, по моему глубокому убеждению, относится сохранение уважительной памяти к деятелям национальной культуры. Дело это многотрудное, требующее подчас изнурительных поисков в архивах, причем не всегда успешных. Ведь мало воссоздать биографию таких людей, необходимо глубоко проникнуться духом того времени, в котором творила та или иная личность.


Именно такую цель поставил перед собой автор и ведущий телевизионного цикла “В мире культуры” заслуженный артист России, народный артист Татарстана и Башкортостана, певец Идрис Газеев. Им совместно с творческим коллективом канала “ТНВ” в составе режиссера Наили Сабитовой, редактора Альфиры Магдеевой, кинооператоров Александра Булычева и Рамиля Зиганшина подготовлена серия творческих портретов-размышлений о выдающихся деятелях национального искусства, таких как Габдулла Тукай, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин, Баки Урманче, Алексанр Ключарев и другие.


Все эти передачи выполнены на высоком профессиональном уровне – научно-исследовательском и художественном – и смотрятся с огромным интересом и сопереживанием. Но я подробнее остановлюсь на последнем фильме этого цикла – посвященном композитору Султану Габаши, и не только потому, что я его сын. Дело в личности самого Султана Габаши, которая до сих пор окружена дымкой недосказанности. Архивы отца почти не сохранились, и долгое время его имя было практически вычеркнуто из истории татарской музыки.


Между тем о масштабности творческой деятельности С.Габаши свидетельствует его участие в работе над первыми татарскими операми “Сания” и “Эшче” (в соавторстве с Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым). К лучшим страницам его композиторского творчества относятся также знаменитая “Кукушка” и “Кичке азан” на слова Г.Тукая. Огромную роль в становлении профессиональной татарской музыки сыграла и педагогическая деятельность С.Габаши. Достаточно назвать имена двух его учениц – Гульсум Сулеймановой и Сары Садыковой. Кроме того, он ввел в мир татарской профессиональной музыки Загита Хабибуллина, поддерживал Мансура Музафарова, уговаривал в свое время переехать в Казань Латыфа Хамиди. Наконец, много сил им было отдано созданию первых татарских хоровых коллективов, сбору и сохранению татарского и башкирского музыкального фольклора.


Но фильм Идриса Газеева не столько и не только о профессиональном вкладе Султана Габаши в развитие татарского музыкального искусства. Этот фильм – размышление о судьбе художника в переломные моменты истории народа и страны. Начало XX века и формирование европейски образованной национальной интеллигенции; Октябрьская революция и Гражданская война, затянувшаяся на многие десятилетия в форме коллективизации, индустриализации, массовых репрессий и т.д. Этот исторический фон и использованный авторами материал давали возможность для весьма жестких комментариев, но, к чести создателей фильма, они сделали акцент на другом. Это факты личной биографии композитора, пейзажи и здания, связанные с жизнью С.Габаши, его музыка, фотографии, вещи… А еще – голос Идриса Газеева. Он настолько органично сливается с общей тональностью фильма и личностью композитора, что временами возникает ощущение, что это сам Султан Габаши рассказывает о себе. И это впечатление создается не актерским мастерством ведущего, а степенью проникновения во внутренний мир композитора. Более того, иногда я ловил себя на мысли, что на экране не Идрис Газеев, а я сам рассказываю об отце, настолько точно, даже в деталях, совпадают наши ощущения времени и личности композитора.


Особое впечатление производят кадры, где Идрис Газеев и музыковед Геннадий Макаров, всю жизнь занимающийся музыкальным татарским фольклором, исполняют старинные народные мелодии, записанные в свое время Султаном Габаши. Удачно решено это и операторски: полумрак, никаких отвлекающих деталей и только лица исполнителей – сосредоточенные, погруженные в музыку… И как поэтическое обрамление фильма, подчеркивающее его глубину и философичность, – спор-диалог двух поэтов начала и конца XX века Дэрдменда и Назара Наджми о том, что остается от человека после смерти… Вступают в него и создатели фильма, делая жизнеутверждающий вывод, что остается благодарная память потомков, если, конечно, человек ее достоин…


Судя по количеству телефонных звонков, раздавшихся в тот вечер у нас дома, такое же сильное и светлое впечатление фильм произвел на многих людей.


Рустем ГАБАШИ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще