Под сенью Святой Параскевы Пятницы

Пятницкий храм существовал в Казани уже в конце XVI века.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Пятницкий храм существовал в Казани уже в конце XVI века. Тогда это было небольшое деревянное строение под стенами Кремля.


Ныне существующая церковь, предназначавшаяся для рабочих суконной мануфактуры, была построена в 30-е годы XVIII века на средства купца Ивана Михляева, который к тому времени уже профинансировал возведение Петропавловского собора. На старом снимке храм запечатлен на фоне многочисленных сооружений Бородицкого монастыря, на углу улиц Большой Казанской (Б.Красной) и Нагорной.


Перестроенная церковь была трехпрестольной. Главный престол освятили во имя Богоявления Господня (с 1831 года – во имя Рождества Пресвятой Богородицы), правый – трех Казанских святителей – Гурия, Германа и Варсонофия, левый – Святой Параскевы Пятницы. Однако в обиходе за церковью и приходом закрепилось название Пятницкой, вероятно, по названию первого несохранившегося храма и левого престола.


Храм возведен в стиле русского барокко. По сравнению с первоначальным обликом он довольно значительно изменился. Еще позднее, в 1830-е годы, по проекту архитектора- “однофамильца” Петра Пятницкого был построен входной портик, в 1855 году разобран пришедший в ветхость левый придел и выстроен по новому проекту. Это сделало храм асимметричным.


Здесь долгое время хранилась икона святой мученицы Параскевы Пятницы (день памяти – 27 октября), которая весьма почиталась в народе. В ходе революционных потрясений храм был разграблен, икона утрачена. Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов, расстрелянный чекистами 12 ноября 1918 года по обвинению в антисоветской деятельности, ныне почитается верующими как новомученик.


В 1937 году храм был окончательно закрыт и превращен в тюрьму НКВД, о чем сохранились воспоминания известного литературного критика (и, напомним, матери писателя Василия Аксенова) Евгении Гинзбург, работавшей в редакции нашей газеты, которая тогда называлась “Красной Татарией”. Впоследствии в тюрьме проводились массовые расстрелы. В 1950-е годы колокольня была снесена, а храм пришел в запустение.


В 1997 году церковь вернули верующим. Сегодня в ней действует православная чувашская община.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще