“Октябрьский переворот” с точки зрения русской литературы

Днем примирения и согласия с 1996 года официально называется в нашей стране 7 ноября – дата, которую многие поколения людей в бывшем Советском Союзе отмечали как праздник Октябрьской революции.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

Днем примирения и согласия с 1996 года официально называется в нашей стране 7 ноября – дата, которую многие поколения людей в бывшем Советском Союзе отмечали как праздник Октябрьской революции.


Существует мнение, что Октябрьская революция попала в нашу историю “по ошибке” и, значит, данную страницу следует из нее изъять. Потому что это была не революция, а историческое недоразумение, переворот, совершенный кучкой злоумышленников.


Перечитывая “Деревню” Бунина, стихотворный цикл Александра Блока “О страшном мире”, поэму “Возмездие”, понимаешь, осознаешь: эта великая революция не начинается и не исчерпывается “октябрьским переворотом”. Причины, истоки ее открывает русская литература.


Перечитаем в “Братьях Карамазовых” разговор Алеши и Ивана в трактире, историю о том, как помещик затравил собаками крепостного ребенка. Вот они – причины. Очевидно, что все в России шло к революции, и не с начала ХХ века, а гораздо раньше. И писатели об этом предупреждали.


Долго копились непрощаемые народные обиды. Нет, не могла кучка злоумышленников всколыхнуть всю страну, если бы страна была к этому не готова.


Российское бунтарство, скоморохи, раскольники, Разин, Пугачев – наше прошлое. Так же, как и русская революционная мысль – Радищев, декабристы, Герцен, народники…


Хотим мы или нет, а революция наше наследие – близкое, кровное, живое. В наследии этом не только грех и зло, но и добро, и подвижничество. Прекраснейшие, благороднейшие люди стоят за ней – от Радищева до лейтенанта Шмидта. И то, во имя чего совершалась революция, прекрасно: “Мир – народам. Земля – крестьянам. Заводы – рабочим. Власть – Советам”.


Можно поверить, как утверждают многие нынешние исследователи-политологи, что до революции народ жил хорошо. А можно перечитать знаменитую “Деревню” Бунина (который, однако, революцию ненавидел), вспомнить чеховского Ваньку, что писал на деревню дедушке, гоголевского Башмачникова, Сонечку Достоевского и много еще кого…


Можно в слове “социализм” не слышать того, что оно в идеале обозначает, заменив понятием “совковый строй”, но нельзя не признать, что идеи социальной справедливости начиная от Томмазо Кампанеллы с его “Городом солнца” жили и будут жить.


Конечно, гордиться Октябрьской революцией и тем ближайшим, что за ней последовало, сегодня как-то не получается. Читаешь о красном терроре – волосы дыбом… Однако думается, иной – не страшной, не кровавой – в нашей стране революция и не могла быть. Только такой – великой, грозной, беспощадной – она могла претендовать на победу своих идей.


Многие революции прошли через террор. Но вот во Франции кровавая муть отстоялась, а революционные замыслы воплотились в жизнь, и до сих пор французы празднуют день взятия Бастилии как национальный праздник.


А нас призывают забыть про Октябрь 1917-го, отказаться от идеалов социальной справедливости, ради которой все совершалось. Для чего? Для того, чтобы казалось естественным, что чеховских ванек в стране много больше, чем березовских?


Октябрьская революция совершалась не по Марксу, а по-нашему, по-российски. И мы обязаны принять ее как наследство. Долг наш – не забывать о ее грехах, а понять их и покаяться.


А вот покаяться-то и не получается. Отречься от прошлого проще. Таков наш менталитет.


Да, мы носим нашу историю в генах. А там не только бунтарство и подвижничество, но и барство, и рабство. А в чем может быть виноват раб? Да ни в чем, он же только винтик! Заставляют – он и крутится, действует. Все совершается по воле других.


Рабом в известном смысле быть удобно. И безопасно, и каяться не в чем… Может, прав Василий Гроссман, выстрадав мучительную и горькую мысль: “Русская душа – тысячелетняя раба”. Упрекали его за нее и сживали со свету, а зря. Замечательный писатель, мудрец, патриот, участник битвы под Сталинградом… Его ли упрекать в нелюбви к своему народу? Просто он мыслитель, а мысль бесстрашна по своей природе, как нож хирурга. Просто понять бы нам, что рабу и далее одно суждено – не считая себя ни в чем виноватым, и дальше отрекаться. От чего? А от чего прикажут.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще