Знаменитая выставка картин казанского художника Константина Васильева в Москве на Малой Грузинской в 1981 году, когда люди жгли костры, ночами стояли в очереди, чтобы попасть на нее… В то время стали появляться первые искусствоведческие работы, посвященные его творчеству. Особый, васильевский стиль – результат творческих исканий художника – оказался близок и понятен людям. “Северный орел”, “Нечаянная встреча”, “Человек с филином”, “Ожидание”, его патриотический и эпический циклы – это работы с полнокровной национальной идеей.
Он никогда не был “начинающим художником” – истина, не требующая доказательств. Достаточно вспомнить картину “Иван Грозный”, написанную в восьмилетнем возрасте. Причем был одинаково талантлив с самого детства и в графических работах, и в живописных…
Тридцать лет назад при неясных обстоятельствах ушел из жизни Константин Васильев – на пороге новой фазы жизни и творчества. “Теперь я знаю, как писать”, – сказал он накануне… В музее Васильева, что находится по адресу: Казань, улица Гвардейская, 61, – в минувшее воскресенье собрались поклонники его творчества, чтобы отметить эту дату, а также десятилетие самого музея.
При жизни художник имел небольшой, но преданный круг почитателей, которые впоследствии сделали все, чтобы народ узнал о нем. О художнике снято пять фильмов, написано множество статей, книг, открыты три музея: в Москве, Казани и в поселке Васильево, где прошли его детские, юношеские и зрелые годы.
Ведущий вечера директор музея Геннадий Пронин рассказал об истории создания музея, об итогах его десятилетней деятельности. Ежегодно музей посещают пять-шесть тысяч человек, несмотря на не самое удачное его месторасположение вдали от туристских маршрутов. Здесь проходят выставки и концерты, литературные и музыкальные вечера, ведется работа с детьми. Так, на вечере были подведены итоги ставшего уже традиционным конкурса школьных сочинений, посвященных творчеству Константина Васильева.
Победителей награждали, а первой из них назвали семиклассницу Лейсан Гайнуллину из сороковой школы Приволжского района. Как было сказано, девочка написала сочинение, которое скорее можно назвать серьезным искусствоведческим исследованием. Звучала любимая музыка художника в исполнении преподавателей шестой музыкальной школы, демонстрировались любительские видеосъемки из жизни художника, поэты читали стихи, посвященные ему, друзья делились воспоминаниями.
Работы Васильева не исчерпываются русской темой, увенчавшей его творчество. Художественные искания Константина Алексеевича – это сплав разнородных стилевых манер: от реализма до символики; от лубка до отвлеченно-резких, нервных форм абстракций; от мучительных, философских сюрреалистических листов до блестящих графических, когда одной или несколькими линиями на портретах он раскрывает мощь Баха, искрящееся изящество Моцарта, совершенство Шопена. Недаром музыканты, увидевшие первый портрет – Скрябина, не могли поверить, что создатель его – не музыкант.
Феномен привлекательности картин Васильева – энергетика, исходящая от них, о чем говорят и пишут искусствоведы, – подтверждается субъективно каждым, кто видит подлинники его работ. Именно он заставляет зрителей, однажды увидевших картины, возвращаться к ним снова и снова. Хорошо, что эта возможность у казанцев есть.