Лариса Маслова: Виолончель – мое второе “я”

Есть музыканты, которых узнаешь по первым звукам, стоит им лишь прикоснуться к инструменту.

Есть музыканты, которых узнаешь по первым звукам, стоит им лишь прикоснуться к инструменту. Подобное “узнавание” свидетельствует о всеобщем признании исполнительского мастерства музыканта.


Бывая на концертах с участием народной артистки Татарстана виолончелистки Ларисы Масловой, невольно поддаешься обаянию ее артистической индивидуальности. На сцене она действительно творит и готова это делать бесконечно. Удивительная мягкость и открытость сочетаются в ней с невероятной трудоспособностью и железной волей – вероятно, именно эти качества позволили ей добиться успеха и признания. Солистка Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая, участница известного струнного квартета “Кантилена”, Лариса Маслова в нынешнем сезоне отмечает 30-летие творческой деятельности, а буквально на днях – и свой личный юбилей.


– Ваша артистическая биография уже давно проходит на глазах у широкой публики. Каковы ее истоки и как случилось, что, мечтая о музыкальной карьере, вы остановились на виолончели?


– Я очень благодарна своей маме, которая в свое время привела меня в только что открывшуюся среднюю специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. Почему выбор пал на виолончель? Конечно, девочек обычно отдают на скрипку или фортепиано. Но когда я поступала, то на виолончель был недобор и меня зачислили именно в этот класс. Так что началось все вроде бы случайно, но потом я увлеклась. Учеба сразу пошла хорошо, и постепенно этот инструмент стал в моей жизни всем. Я бесконечно благодарна моим педагогам – Иршату Насретдиновичу Хайрутдинову, который привил мне основы мастерства, и его брату, профессору Афзалу Насретдиновичу, у которого я училась в консерватории и аспирантуре.


– Какие моменты своей творческой биографии считаете наиболее значительными?


– Таких моментов было много, но в первую очередь вспоминается общение с выдающимися музыкантами – виолончелистом Мстиславом Ростроповичем и дирижером Натаном Рахлиным. Каждый из них оставил неизгладимый след в моей памяти и душе. В начале 60-х годов Ростропович часто приезжал в Казань с концертами. И однажды его пригласили выступить у нас в школе. Мы слушали его, затаив дыхание, стараясь не пропустить ни одной ноты. Хоть я тогда была еще ребенком, но поняла, что перед нами – гений. В следующий его приезд – это было в 1972-м – мне, студентке второго курса консерватории, посчастливилось играть перед Мстиславом Леопольдовичем, и тогда же он предложил мне взять у него несколько уроков. Мне чрезвычайно повезло! Эти уроки заставили меня о многом задуматься, ощутить рядом прекрасное и великое. А в моем становлении как оркестрового музыканта большую роль сыграл Натан Григорьевич Рахлин. Он предельно внимательно относился к молодым музыкантам, верил в них, и лично мне эта вера очень помогала. Его школа – это школа на всю жизнь.


Конечно, это здорово, когда большой музыкант верит в твой талант… И Лариса Маслова это доверие оправдала. В 1977 году она стала лауреатом Всероссийского конкурса виолончелистов. С тех пор Маслова объездила с сольными концертами всю страну, в ее архиве имеются уникальные фотографии, ноты с автографами и пожеланиями многих известных музыкантов. И поныне она готова выступать по первому зову, часто бесплатно. На ее счету масса благотворительных концертов…


– За столько лет общения с виолончелью вы уже настолько сроднились с ней, что, наверное, стали одним целым…


– Да, это действительно так. Моя виолончель для меня больше, чем просто инструмент. Это мое второе “я”, мое продолжение. По своему тембру виолончель очень напоминает человеческий голос и, как никакой другой инструмент, может выразить всю гамму человеческих чувств. Она поет, плачет, молит, рыдает… Оттенков – море! Я чувствую себя счастливой, когда могу выразить своей игрой высокие чувства любви и сострадания и приобщить слушателей к прекрасным образцам виолончельной музыки.


– О виолончельной музыке Татарстана вам известно все. На ваш взгляд, каково ее нынешнее состояние?


– В последнее время появилось немало новых ярких имен музыкантов, которые представляют нашу виолончельную школу на различных международных конкурсах и фестивалях. Значит, есть преемственность традиций, что самое главное в искусстве. Меня радует, что композиторы больше стали писать для виолончели. Особенно много появилось оркестровой музыки, чего раньше не наблюдалось. Скажем, композиторы Анатолий Луппов и Ильдус Якупов, с которыми я давно сотрудничаю, недавно специально для меня написали произведения крупной формы. Есть и экспериментальные сочинения молодых композиторов – для виолончели соло, с компьютером, в дуэте с человеческим голосом, органом… По-прежнему свежо и ярко звучит виолончельная музыка наших классиков – Назиба Жиганова, Мансура Музаффарова, Рустема Яхина, Рината Еникеева. Пусть это небольшие миниатюры, но в них много изящества и философской глубины. Мне нравится звучание виолончели в любом музыкальном “окружении”, будь то симфонический оркестр Республики Татарстан, оркестр народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова, эстрадно-симфонический под управлением Рустема Утэя или джазовый синтез-бенд Анатолия Василевского. С каждым из этих коллективов я сотрудничаю, для каждого из них у меня есть отдельный репертуар.


– Имеет ли для вас значение степень подготовленности слушателя? Согласитесь, есть разница, когда вы играете перед музыкальной элитой и людьми, может, никогда прежде не видевшими виолончель?


– За тридцать лет работы в филармонии где мне только не приходилось выступать: и в роскошных концертных залах, и на полевых станах, и в сельских клубах. Аудитория была самая разная. Главное для меня – увидеть в глазах слушателей живой отклик и заинтересованность. И тут неважно, кто тебя слушает – профессор, школьник или деревенская бабушка без образования. Душа-то есть у всех, и она всегда откликается на прекрасное.


Народ любит виолончель, возможно, потому, что она родственница скрипке. А в деревнях на скрипках всегда играли и сами их делали. Ее печальный, задушевный тембр хорошо передает настроение старинных татарских народных песен. Люди это чувствуют, и контакт происходит моментально.


– Вы преподаете в Казанском музыкальном училище. Чем привлекают вас занятия с юными музыкантами?


– Педагогика – сложный и трудоемкий процесс. Приятно, что есть кому передать свой опыт, очень много талантливых детей со своим видением и слышанием музыки. Общаясь с ними, я тоже обогащаюсь, заново открываю для себя вроде бы привычные вещи. Чтобы состояться как творческая личность, музыкант сегодня должен иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и силу воли, терпение, умение постоять за свой талант. Увы, академическим музыкантам нынче нелегко живется. Но я верю, что придут времена, когда классическая музыка будет востребована обществом, как прежде.


– Если бы представилась возможность прожить жизнь заново, что бы вы изменили в ней?


– Наверное, я бы ничего не стала менять, единственное – хотелось бы, чтобы моя мама была подольше со мною… Она была очень чутким и творческим человеком, самым близким моим другом и советчиком. А вообще, я счастливый человек. Потому что осуществилась самая большая моя мечта – я стала музыкантом. У меня есть любимая работа, благодарные слушатели.


– Есть ли какие-то интересы помимо музыки?


– Насколько позволяет время, я слежу за новинками в литературе. Люблю читать мемуары – их сейчас много издается, люблю живопись – старинных мастеров и современную. Безумно люблю родную Казань, где у меня есть любимые уголки. Это прежде всего Фуксовский садик – здесь прошло мое детство. Каждый дом, особнячок, каждая решеточка скрывает свою тайну. Иногда мысленно представляешь: вот здесь профессорская чета принимала у себя Пушкина, а по этой мостовой неспешно проехала карета… Все это интересно, романтично, будоражит фантазию.


Ее планы на предстоящий сезон, как всегда, очень насыщены. Это подготовка к сольному юбилейному концерту, участие в фестивалях, работа над новыми сочинениями. Готовя новую программу, Лариса Маслова не боится рисковать, часто включает в свой репертуар произведения, подчас не известные широкой аудитории и не всегда легкие для восприятия. Находиться в постоянном творческом поиске, открывать что-то новое и дарить свои открытия слушателям – основное кредо артистки, которому она старается не изменять.


Гульнара САЛМАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще