На торжественной церемонии закрытия II Международного фестиваля мусульманского кино “Золотой минбар” его президент – муфтий, шейх Равиль Гайнутдин сказал: “Я молю Всевышнего, чтобы этот кинофорум привнес хоть частичку в развитие духовности и нравственности, мира, согласия и сотрудничества между народами и религиями”. Он выразил особую признательность руководству Татарстана за организацию фестиваля. В свою очередь вице-премьер – министр культуры РТ Зиля Валеева отметила высокий профессионализм участников фестиваля. “Мы уверены, что фестиваль “Золотой минбар” уже стал, по словам Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, восточными Каннами и что у него – большое будущее”, – сказала она. “Фестиваль удался, – считает и председатель жюри нынешнего кинофестиваля Вадим Абдрашитов. – Удался по многим параметрам: по уровню организации, отбора кинолент и всему остальному. Этот фестиваль обещает быть невероятно жизнеспособным”.
В течение шести дней в рамках конкурсного показа демонстрировались самые разные по жанру, тематике и киноязыку ленты: публицистически острые, трагические, иронические, веселые и тонкие. Самые достойные из них получили дипломы и статуэтки “Золотой минбар” (минбар – пьедестал, с которого имам читает проповедь в мечети).
Лучшим игровым фильмом признана иранская лента “Слеза холода”. Ее режиссер Азизолла Хамиднезаде получил также приз за лучшую режиссуру, а актриса Голшифтер Фарахани – за лучшую женскую роль. “Я воспринимаю победу нашего фильма на “Золотом минбаре” как награду всему иранскому кинематографу”, – сказал в ответном слове Хамиднезаде.
Триумф иранцев был предсказуем и неожидан одновременно. “Слеза холода”, повествующая о трагической истории любви профессионального сапера и курдской девушки, помогающей партизанам закладывать мины, в яркой программе фестиваля смотрелась достаточно скромно. В фильме отсутствуют голливудская зрелищность, цветомузыкальная экспрессия, манипулирование элементами киноязыка. Ошеломительная красота Голшифтер Фарахани подана в маргинальной, непривычной для “цивилизованного” восприятия форме: пастушку драпировали бесформенные одежды из тяжелой грубой ткани. Линялая непритязательность пейзажа, на фоне которого зарождалась симпатия молодых людей, создает ощущение серой будничности, непримечательности происходящего, а также размытости и неопределенности границы, разделяющей враждующие народы. Возможно, успех фильма обусловлен как раз неявной и негромкой манифестацией модели любого современного конфликта: если представить войну ХХI века через шахматы на доске, то это “будут не черные и белые, а сплошь одноцветные фигуры”. Так и герои “Слезы…” нелепо и трагично погибают на линии противостояния, стертой и неуловимой…
“Меня поразила естественность, которой добились создатели фильма, – сказал член жюри, драматург и кинорежиссер Юрий Манусов. – Порой у меня пропадало ощущение реальности и я полностью растворялся в происходящем на экране”. Тем не менее феномен иранского кино по-прежнему остался волнующей, неразрешимой загадкой. Сам Вадим Абдрашитов, действительный член Российской академии кино, признался, что не может дать этому явлению исчерпывающего объяснения. “Несомненно одно, – сказал он, – что потенциал иранцев высок. В их лице удивительным образом совпали требования времени и зарождение плеяды талантливых кинематографистов”.
Закономерны внимание и успех, которые получили на “Золотом минбаре” казахская кинолента “Степной экспресс” и киргизская – “Сундук предков”. И ту и другую нелегко определить жанрово: здесь и комедия, и драма, и трагедия. Если коротко, “Экспресс…” – о любви казашки и француза, “Сундук…” – киргиза и француженки. Лучше всего актуальность темы, поднятой в этих фильмах, сформулировал создатель одного из них – киргизский режиссер Нурбек Эген: “Цивилизация противостоит многовековой традиции, и люди в современном мире пытаются соединить эти две полярные системы через мостик своей биографии, своей жизни”.
“Степной экспресс” победил сразу в двух номинациях: кинодраматург (он же председатель отборочной комиссии “Золотого минбара”) Одельша Агишев получил приз за лучший сценарий игрового фильма. И то была заслуженная награда, ведь Агишев искусно переплел этнопатриархальные и современные реалии жизни казахов с мотивами повести Пушкина “Станционный смотритель”: молодой француз (Франсуа Лаббе), который волей случая оказался затерянным в казахских бескрайних степях, в “благодарность” за гостеприимство увозит из отчего дома Сауле (Айжан Айтенова), единственную дочь путевого обходчика. Ярость, боль и трагическое чувство краха традиционных ценностей убедительно передал исполнитель роли отца Толеген Куанышев (приз за лучшую мужскую роль).
Название фильма “Сундук предков” тоже дважды прозвучало на торжественной церемонии подведения итогов кинофестиваля. Лучшей была признана операторская работа Дмитрия Ермакова, а всей международной творческой группе фильма (Киргизия – Россия – Франция) достался специальный приз Президента РТ Минтимера Шаймиева “За гуманизм в киноискусстве”. Бесспорно, Нурбеку Эгену удалось воплотить на экране тот драматизм, который сопутствует межнациональным бракам. Возможно, оттого, что режиссер, будучи женат на русской, в свое время сам прошел через опыт непонимания самыми близкими людьми.
Картина “Дорога в Гаунтанамо” Майкла Уинтерботтома (Великобритания) получила приз “За поиск новых форм в киноискусстве”. Фильм является подробной и жестко документированной реконструкцией реальной истории, получившей известность как “триптонская тройка”. Вскоре после 11 сентября 2001 года трое парней, афганцев из Британии, отправились из английского Триптона в Пакистан на свадьбу друга и смогли вернуться оттуда лишь спустя два с половиной года. Все это время они находились в американской тюрьме в Гуантанамо на Кубе. Их заподозрили в связях с “Аль-Каидой” и приняли за террористов. Картина Уинтерботтома строится как цепь интервью с ними, которые перемежаются снятыми документальными кадрами событий: бесконечные допросы, издевательства и унижения. Взрывной резонанс фильма обусловлен абсурдностью инцидента: обычные двадцатилетние парни оказались под подозрением только потому, что имеют восточную внешность и совершают намаз. Несмотря на это, “Дорога…” не содержит далеко идущих выводов об Америке как средоточии зла, акцентируясь на полутонах и двусмысленностях. Например, сегодня американский солдат может пнуть Коран, а на другой день той же ногой раздавить ядовитого тарантула, спасая жизнь мусульманина…
Обидно, что мимо внимания жюри прошла удивительная лента “Новый день в старой Сане” (режиссер Бадер Бен Зирси). Кажется, направь в столицу Йемена любого из нас, хоть с любительской кинокамерой, и сказочный, неповторимый колорит древнего города гарантирует интересный художественный результат. Но Бадер, выпускник одного из лондонских театральных колледжей, не мог позволить себе снимать на любительском уровне, поскольку создавал первый в истории Йемена художественный фильм. Оказывается, традиции этой страны настолько консервативны, что женщины там и по сей день не позволяют себя даже фотографировать, что уж говорить о киносъемках… Возможно, на “Золотом минбаре” молодого режиссера подвела плохая копия фильма, не сумевшая передать радужного многоцветия Саны, ее атмосферы, сотканной из шепотов, легенд, пересудов и вздохов влюбленных.
Лучшим анимационным фильмом кинофестиваля стал “Аль-Фатиха” Станислава Соколова (Россия). Этот короткий, шестиминутный мультфильм очаровывает искренними, присущими только детям интонациями и образами.
Лучшим неигровым фильмом признана кинолента Абдулы Малеха “Территория Памир”, показывающая жизнь самой отдаленной области Афганистана – Бадахшана. Лучшим фильмом-репортажем – “Эльдорадо” (Катар). Лента рассказывает о нелегкой участи коренного индейского населения, которое нещадно эксплуатируется властями. Приз за лучший киносценарий неигрового фильма получили Андрей Шелков и Равиль Бухараев. Их фильм “Цвета эпохи перемен” (из цикла “Тысячелетние соседи”) представляет собой анализ политического кризиса начала 1990-х, из которого Татарстан сумел выйти без жертв, отстояв свои права и свободы. Приз “За вклад в дело исламского просвещения” достался документальному фильму “Цифровая точность в Коране” Ихаба Мамдаха Ахмада (Саудовская Аравия). Эта лента еще раз раскрывает божественную сущность откровения, данного в Коране, показывает, с какой математической точностью можно встретиться при изучении аятов.
Вместе с тем ряд фильмов, вызвавших наибольший зрительский ажиотаж, никак не отмечен жюри. В их числе – документальный фильм “Рашель – американская совесть” (Палестина) об активистке борьбы за мир Рашель Корей, которая была насмерть задавлена израильским бульдозером при попытке остановить снос домов в секторе Газа, а также турецкая кинолента “Долина волков – Ирак”.
Уже не раз отмечалось, что “Долина…” бьет рекорды посещаемости в Турции и Европе. Казань не стала исключением. Турецкий блокбастер привлек наибольшее количество зрителей и вызвал самую эмоциональную реакцию за все дни конкурсного показа: громкие аплодисменты и возгласы восторга. “Долина волков…” – история Рэмбо, вывернутая наизнанку. В ней бывший агент турецких спецслужб Палат Алемдар мстит американским военным, показанным крайне негативно. Его ненависть мотивирована воспроизведением ужасающих картин насилия американцев в Ираке: нападение на свадьбу, тюрьма пыток “Абу-Грейб” и т.д. Режиссер Сердер Акар, многому научившись у Голливуда, создал динамичный блокбастер. Но для членов жюри “Золотого минбара” достоинства фильма – полярное разведение Добра и Зла, высочайший уровень съемок и монтажа – обернулись недостатками. “Долину волков…” они единодушно сочли коммерческой лентой, не более. “Оценки выносились только исходя из художественных достоинств. Фильмы, поднимающие злободневные политические вопросы, к сожалению, этим не отличались”, – прокомментировал ситуацию Вадим Абдрашитов. И добавил: “На кинофестивалях обычно имеется зрительское жюри. Его оценки могут совпадать с мнением профессионалов, а могут и не совпадать. Будет ли на следующем “Золотом минбаре” учрежден приз зрительских симпатий – вопрос к организаторам”.
В отличие от первого кинофестиваля в этом году на “Минбаре” не было представлено башкирское и азербайджанское киноискусство. По-прежнему нельзя сказать и того, что громко заявил о себе Татарстан. Казанская студия кинохроники выставила на фестиваль около десятка документальных лент; Рамиль Тухватуллин, генеральный продюсер студии “Рамай”, предложил мультипликационный фильм “Ана байраме”, созданный по стихам М. Джалиля. Наконец-то мы увидели часть долгожданной киноэпопеи Булата Мансурова “Теплые ветры Древних Булгар”. (“Не прошло и одиннадцати лет”, – пошутил по этому поводу автор сценария Гарай Рахим.) Но все это, разумеется, не восполнило отсутствия нового художественного фильма. Тем не менее многие связывают с проведением “Золотого минбара-2006” начало следующего этапа становления татарстанского кино. Этапа переломного, обусловленного процессом коммерциализации кинематографа, возникновения частных киностудий и в дальнейшем – естественного отбора среди них.
Помнится, “Золотой минбар -2005” отличался яростными дискуссиями по поводу самого термина “мусульманское кино”, насколько он правомерен, что в него вкладывать и т.д. А о чем же говорили и спорили в кулуарах “Золотого минбара-2006”?
В этом году больше всего споров вызвал внеконкурсный показ художественного фильма “Сукровица”, ставшего режиссерским дебютом известного художника Шавката Абдусаламова, где в подчас шокирующих образах рассказывается о незримом присутствии мессии на самом дне российского общества. Нужно ли было на фестиваль мусульманского кино привлекать ленту, пропагандирующую иудейско-христианские формы религиозного сознания? Или спрашивать об этом неполиткорректно? В конце концов, оппоненты сошлись на том, что, дескать, хорошо уже то, что есть о чем поспорить.
Вообще, аполитичность кинематографической тусовки несколько контрастировала с тематикой фильмов и настроением рядовых зрителей. Думается, отправной точкой для серьезного, действительно злободневного разговора могла бы стать сенсационность выводов кинодокументального расследования событий 11 сентября 2001 года, сделанного в фильме “Похоже на самолет”. У автора фильма Назима Рагимова в одной из башен-близнецов погиб друг, что заставило его распрощаться с ощущением современного кинематографа как площадки для самовыражения и эстетических экспериментов.
Галина ЗАЙНУЛЛИНА.