– Вам какая фотография больше нравится? Эта? – Алмас Ахтямович придирчиво оглядывает свое творение.
– А вам самому какая больше по душе?
– Ну как родитель может сказать, что этого ребенка он больше любит, чем другого? – удивляется в ответ мой собеседник. – И не смогу я сказать, что мне нравится больше – рисовать или фотографировать. Для меня это все составляющие одного творческого процесса – архитектуры. Считаю, что роль живописи в градостроительном прогнозе исключительно важна. Только рисуя, изображая графические перспективы тех городских пространств, которые создает архитектор, он может почувствовать город. Никогда никакой компьютер не сможет заменить живой рисунок. Вот посмотрите: это не просто скамейка, светильник-торшер, не просто ротонда или брусчатка. В конце концов, это не просто элементы благоустройства. Это образы, ассоциации, символы. Только тогда материальная среда, которую мы создаем, будет радовать, когда она несет в себе дух природы, дух народных мастеров.
Наша справка: Алмас Идрисов, главный архитектор г.Альметьевска. Заслуженный архитектор Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. В 2003 году его проект благоустройства центра Альметьевска был удостоен Большой серебряной медали Академии художеств Российской Федерации. Около шестисот его работ находятся в частных коллекциях в США и России. В 2004 году участвовал в выставке “Дизайн и проект” в Чехии. |
“Неужели это Альметьевск?” – подумала я, когда в первый раз увидела городские фотопейзажи Идрисова. Нужно очень любить этот город, чтобы увидеть его таким – нежным на искристом восходе, лиричным – в лучах тающего солнца, домашним – в птичьем всполохе. Всмотреться в лицо нефтяной столицы, чтобы, как опытный стилист, несколькими взмахами кисти неузнаваемо изменить внешность простушки, придав ей черты благородной аристократки.
Если вы давно не были в Альметьевске, уверяю, трудно будет узнать его центральную часть. Питерский лоск, плавно переходящий в царственность Вены. Невероятной красоты ажурные скамейки, роскошные ротонды, синие пруды, мосты и мостики, фонари и светильники. Застывшая живопись. Нужно быть истинным художником, чтобы суметь перенести тонкую акварель в бетон, стекло и кирпич.
– Замечательно, что главный архитектор нашего города, несомненно, будучи человеком, загруженным на своей работе, находит время и для школьников, – замечает директор альметьевской средней школы №4 Светлана Симонова. Именно здесь накануне нового учебного года открылась его персональная выставка, которую организовали шефы школы – работники альметьевского предприятия “СМП-Нефтегаз”. Здесь Алмас Идрисов выставил свои фотоработы и живописные полотна. – Для нас эта выставка имеет несомненную ценность. Ведь ребята не только приобщаются к высокому искусству. Они начинают иначе смотреть на окружающее, учатся замечать красоту в буднях. Между прочим, дети Алмаса Ахтямовича пошли по его стопам. Здесь, на выставке, есть работы его сыновей – Айваза, который трудится вместе с отцом, и Вагиза, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни десять лет назад. Наш главный архитектор находит время и для мастер-классов, которые он проводит для учащихся. Так что совсем скоро школьная картинная галерея примет выставку наших работ.
Мы переходим от одной работы к другой. Вот эту картину “Родные деревни” очень любил знаменитый татарский художник Баки Урманче. Он считал, что Алмасу, как никому другому, удалось красками передать дух татарского народа, его характер и традиции. А вот эти картины навеяны китайской литературой – они чувственные, загадочные, сложные в своей удивительной простоте.
– Художник должен уметь говорить молча, – добавляет Идрисов. – В каждой фотографии, картине, эскизе он оставляет частицу своей души. Иначе зачем творить?