В конце октября нынешнего года исполнится 30 лет со дня гибели известного казанского художника Константина Васильева (1942 – 1976), интерес к картинам и личности которого с годами не убывает. О жизни и творчестве К.Васильева написаны книги и статьи, создан документальный фильм, выпущены роскошные альбомы с репродукциями его картин. О многом говорит и такой факт, что сейчас в стране действуют четыре музея его имени.
Еще при жизни Васильева многих поражала его творческая продуктивность. За семнадцать лет из отпущенных художнику тридцати четырех им было создано более 400 живописных полотен, графических рисунков и эскизов.
Свои картины Васильев и дарил, и продавал. Об оригинальном способе назначения им цены вспоминает кандидат технических наук М.Белгородский: “Он мерил полотно по диагонали, и сколько сантиметров выходило, столько рублей и просил. Я хотел купить у него картину “Нашествие”, которая по диагонали тянула на 300 рублей. Мы с женой долго обсуждали возможность ее приобретения, но сумма для нашего бюджета оказалась большой, и мы не решились на покупку. Сейчас я, конечно, очень жалею об этом. Вместо “Нашествия” мы ограничились приобретением портрета Анны Франк – в графическом исполнении”.
Трудностей в сохранении творческого наследия Константина Васильева и прежде хватало, и до сих пор судьба его картин вызывает серьезную тревогу поклонников творчества художника.
Напомню, что первая персональная выставка Константина Васильева состоялась в 1974 году по инициативе его близких друзей в стенах вычислительного центра Казанского университета. Успех выставки окрылил художника. В начале 1975 года он повез картины в Москву, чтобы показать их Илье Глазунову. И снова удача – мэтр живописи был покорен увиденным. Однако намерения Васильева остаться в Москве и там работать не осуществились. После трех месяцев мытарств в столице, потратив все деньги и продав часть своих картин, он вернулся в Казань.
Не случайно у Константина все чаще появлялось упадническое настроение, нередко сопровождаемое словами: “Я долго не проживу”. Художника тяготило многое – эпоха брежневского застоя с гонениями на инакомыслящих, непонимание отдельными критиками его творчества. Однако главное противоречие было внутри самого Васильева, подпитывая его художественные и философские искания. В 1976 году, словно предчувствуя свой уход, художник приступил к созданию автопортрета и знаменитого “Человека с филином”.
В октябре того же года в Зеленодольске была организована объединенная выставка художников города и района, где Константин представил три свои работы – “Нечаянную встречу”, “Ожидание” и “Портрет Лены Асеевой”. Судя по многочисленным записям в книге отзывов, его картины не остались незамеченными. В день закрытия выставки – в пятницу, 29 октября, было решено устроить обсуждение работ в присутствии художников. По воспоминаниям, Костя в этот день был в приподнятом настроении. Собираясь на встречу, он приводил в порядок свой парадный коричневый костюм и напевал в такт военному маршу, гремевшему с пластинки. Уходя, он сказал матери: “Я долго не задержусь, после обсуждения – сразу домой…”. Лишь спустя три дня Клавдии Парменовне сообщат о гибели сына.
Что произошло осенним вечером 1976 года, точно никто не знает – свидетелей трагедии не было, а потому существует много версий. По одной из них, после обсуждения выставки Константин со своим другом Аркадием Поповым примерно в восемь часов вечера в хорошем настроении поспешили на железнодорожную станцию “Зеленый Дол”, где сели в электричку, направлявшуюся в сторону поселка Васильево.
…Вагон пустой. За окнами осенняя прохлада и темень. Уставшие, но довольные друзья под шум движущегося поезда оживленно делились своими впечатлениями. Им хотелось побыстрее добраться до дома, чтобы отметить небольшим застольем свой успех на выставке. И вот уже за окном показалась остановочная платформа “Атлашкино”, следующая станция – “Васильево”. За разговором друзья не обратили внимания на вошедших в вагон молодых людей. И напрасно. Неожиданно страшные удары посыпались на их головы… Парни обшарили карманы избитых интеллигентов, забрали несколько рублей с мелочью и ушли, перешагнув через лежащие на полу бездыханные тела Константина и Аркадия. На станции “Васильево” из вагона никто не вышел, и электричка устремилась дальше…
Первая посмертная выставка Константина Васильева состоялась в 1977 году в казанском Молодежном центре. Затем прошли выставки его картин в Москве и Подмосковье. В общей сложности их было около тридцати…
В начале 1980-х по инициативе жителей Коломны и при поддержке городских властей было принято решение о создании здесь постоянно действующей экспозиции картин Константина Васильева. После ее открытия в 1984 году в Коломну переехала и вся семья Васильевых: Клавдия Парменовна, ее дочь Валентина с мужем и детьми. А их старый дом в поселке Васильево местные власти в 1989 году приговорили к сносу. Но случилось непредвиденное. В тот момент, когда бульдозерист уже пошел тараном на дом Васильевых, наперерез машине вдруг выбежал человек. Это был Михаил Мелентьев, в то время ответственный комсомольский работник и большой поклонник творчества Константина Васильева. “Стой, – закричал он бульдозеристу. – Вот тебе четыре бутылки водки и подожди еще четыре дня…”
За это время Мелентьев провернул огромную организаторскую работу – он ходил по инстанциям, объяснял и доказывал чиновникам важность сохранения этого уникального объекта. И убедил-таки. В сентябре 1994 года после реконструкции дома здесь был открыт мемориальный музей Константина Васильева. А спустя два года при поддержке мэрии Казани и Правительства Татарстана состоялось торжественное открытие казанской картинной галереи К.Васильева. Основу ее экспозиции составили работы, хранившиеся до этого в частных коллекциях друзей художника. Это событие было приурочено к двадцатой годовщине гибели К.Васильева. И тогда же состоялась большая выставка его полотн. Это был единственный случай, когда одновременно экспонировались картины из казанской и московской коллекций. Народ валом шел… Посетил эту выставку и глава республики Минтимер Шаймиев. И тогда же он предложил сестре художника Валентине: “Переезжайте в Казань, откроем в Кремле музей Васильева, а вам дадим квартиру в центре Казани”. Но она отказалась. К тому времени на нее уже вышли с другим предложением, показавшимся ей тогда более заманчивым: переехать в Москву и создать там музей Константина Васильева. После реконструкции старинного трехэтажного особняка – бывшей дворянской усадьбы в Лианозово 6 октября 1998 года торжественно открылся московский музей К.Васильева. Однако в его экспозиции поныне нет былинного цикла картин, которые навсегда остались в Коломенском музее.
В настоящее время все четыре музея функционируют, правда, в московском недавно сменился директор. Валентина Алексеевна с этого поста была уволена, и ей пришлось обратиться к Юрию Лужкову с просьбой принять весь военный цикл картин Васильева в обмен на квартиру. Сейчас эти картины хранятся в каком-то военно-патриотическом клубе. Таким образом, приходится констатировать, что началось расползание московской коллекции картин К.Васильева.
А пока готовился данный материал, я обнаружил в Интернете обращение знаменитых людей России в защиту музея К.Васильева в Лианозово от нападок префектуры Северо-Восточного административного округа г.Москвы, которая планирует отобрать у него особняк и передать его другим организациям…
Равиль ИСХАКОВ.