Назначение нового директора в Национальном музее РТ никак не связано с кражами экспонатов из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Об этом на недавнем брифинге в Кабинете Министров заявила заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева. Она сообщила, что свое заявление об уходе прежний руководитель главного хранилища старины нашей республики написал раньше, чем стало известно о скандальном ЧП в северной столице.
Напомним, что в конце июля стало известно о краже из Эрмитажа 221 экспоната. Они были оценены в 130 миллионов рублей. Уголовное дело по данному факту, к которому оказались причастны сотрудники музея, расследует Генпрокуратура России.
Случай в Эрмитаже, по мнению Зили Валеевой, получил в прессе исключительно детективную, сенсационную трактовку: выясняли, в основном, что украдено, сколько украдено, имена организаторов. А вот мнений самих работников музеев по этому поводу мы почти не слышали. Позиция же их непреклонна: первым делом нужно принимать срочные меры для оснащения хранилищ современным оборудованием. В действительности же начиная с девяностых годов в стране построено всего два хранилища, отвечающих современным требованиям, – в Санкт-Петербурге и в Ханты-Мансийске.
После случившегося по музеям страны прокатилась волна ведомственных проверок. Татарстан не стал исключением. “Наша задача – сделать так, чтобы история в Государственном Эрмитаже в Татарстане не повторилась”, – подчеркнула Зиля Валеева. По поручению главы Правительства республики в Национальном музее и Государственном музее изобразительных искусств РТ проведены внутренние проверки. В результате, как сообщила вице-премьер, были выявлены нарушения инструкций хранения, а также оформления документов.
Что касается краж, то в музеях Татарстана они случаются редко. Так, в 1996 году была обнаружена пропажа шести картин из Государственного музея изобразительных искусств РТ, в том числе работы Ивана Шишкина “Сосны”. Всего же за последние десять лет в республике было зафиксировано семь случаев краж, в том числе четыре кражи со взломом – в музее Г.Тукая в Кырлае, в музее истории села Елхово имени Х.Ахметшина, в музее С.Хакима в Атнинском районе, в Муслюмовском краеведческом музее. В результате принятых оперативных мер все экспонаты были возвращены.
В свою очередь, новый директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова сообщила, что экспонаты крайне редко пропадают во время выставок, чаще всего это случается во время переездов или ремонта. Она посетовала, что главная проблема фондов сегодня – их плачевное состояние. Историко-культурное наследие чаще всего хранится в не приспособленных для этого условиях.
– Правительство республики изыскало возможность строительства фондохранилища Национального музея в отдельно стоящем здании, поскольку это связано со многими специфическими условиями хранения. Думаю, Татарстан достоин того, чтобы его наследие хранилось в приспособленных помещениях, – сказала Гульчачак Назипова.
Зиля Валеева проинформировала, что в настоящее время в Татарстане действуют более ста музеев, часть из них – муниципальные. Государственная доля музейного фонда Татарстана насчитывает почти полтора миллиона единиц хранения. Подавляющая часть самых ценных экспонатов хранится в Национальном музее, Государственном музее изобразительного искусства РТ и Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. В Татарстане функционируют также четыреста “малых”, вневедомственных музеев – школьные, при предприятиях, учреждениях, общественных организациях. Красноречивая цифра: в прошлом году музеи республики посетили более полутора миллионов человек, что на шестьсот тысяч больше, чем годом ранее. За тот же период количество экскурсий увеличилось до тридцати тысяч, проведена почти тысяча выставок.
Налицо рост общественного интереса к музеям. Но, как видно, есть в этом феномене и негативная сторона. По мнению вице-премьера, это перегретый рынок антиквариата, возбуждающий аппетиты любителей легкой наживы.
Вообще-то, кражи экспонатов случаются и в хорошо оборудованных западных музеях, напомнила Зиля Валеева. Поэтому необходимо принимать системные меры для их предотвращения.
В настоящее время хранение и учет в музеях памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с ведомственной инструкцией 1985 года. Согласно ей контроль за наличием и движением музейных предметов осуществляется в виде ежегодно проводимой сверки музейных предметов с учетной документацией. Акты сверки представляются для вторичного контроля в головные ведомства. Сами музейные коллекции и предметы по большому счету бесценны. Бухгалтерскому учету они не подлежат, хотя и имеют страховочную оценку. По словам главного хранителя Государственного музея изобразительных искусств РТ Галины Рамазановой, страховка может достигать сотни миллионов рублей за один экспонат. Сегодня трудно дать коммерческую оценку, к примеру, гордости музея ИЗО – полному собранию работ Николая Фешина, уникальной, по мировым меркам, коллекции нашего великого художника-земляка.
В этой связи весьма характерный факт: средняя зарплата музейных работников в Татарстане составляет 3857 рублей. Судить, способствует ли это ответственной работе музейных работников, сложно. Однако безапелляционно подозревать их в нечистоплотности, по мнению Зили Валеевой, по меньшей мере абсурдно. Подавляющее большинство работников музеев – бесконечно преданные своему делу люди, настоящие профессионалы, работающие не за деньги, а за совесть. Такова и этика музейного работника.
Человеческий фактор, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов, и все же источник зла здесь – скудное бюджетное финансирование музеев. Претензии по этому поводу адресовать кроме как к государству – гаранту сохранности национального наследия, более не к кому. И здесь все взоры приходится устремлять на федеральный центр.
По словам вице-премьера, на недавнем заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ принято решение, в котором в числе прочего предусмотрены меры по увеличению бюджетных ассигнований.
– Мы уже направили свои предложения по улучшению условий хранения музейных фондов, – сообщила Зиля Валеева. – Сегодня в качестве выхода из ситуации предлагается уменьшение количества выставок, но это не решение. Наоборот, выход экспоната из фондохранилища “в свет” подчас возвращает его из забвения. Чем больше людей видят музейную вещь, тем выше ее значение. К тому же в последние годы начали развиваться обменные выставки, они помогают музеям зарабатывать и выживать, а посетителям – знакомиться с историей и шедеврами культуры. При этом за короткий срок поправить ситуацию в области фондохранилищ не удастся, потому что на это требуются серьезные расходы.
Проверки музеев Татарстана на этом отнюдь не закончены. Как было объявлено на брифинге, возможно, совсем скоро в республику со всеобъемлющей инспекцией прибудут российские ревизоры. Инициатором создания специальной комиссии по проверке фондов центральных и региональных музеев выступил Президент России. Состав комиссии пока не определен, хотя уже известно, что возглавит ее вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. Комиссия самостоятельно определит музеи, которые будут подвергнуты проверке.