Театр – организм сложный. Справедливо полагая, что, кроме актеров, в театре работают еще и другие люди, которые устанавливают на сцене декорации и свет, шьют костюмы, делают мебель, зритель тем не менее вряд ли представляет себе, какая огромная армия технических работников ежедневно задействована в подготовке к вечернему представлению.
Структура театрального производства напоминает небольшой завод, отдельные его подразделения даже называются цехами – костюмерный, пошивочный, бутафорский и т.д. На театральном “заводе” есть свои столяры и плотники, слесари и электротехники, специалисты самых разных профессий. Ведь для спектакля порой бывают нужны совершенно невероятные вещи. И всей этой замысловатой “механикой” руководит человек, чья фамилия даже не указывается на театральной афише. В лучшем случае ее печатают на последней странице театральной программки вместе с реквизиторами, костюмерами, машинистами сцены.
Что же это за должность такая – директор театра? Каких она требует умений и навыков, специфических знаний и человеческих качеств? Было время, когда эти вопросы вообще никого не утруждали: “партия сказала – надо”, и бывшего заведующего баней могли назначить директором театра. И поверьте, это не анекдот, фактов подобного рода более чем достаточно. Это сейчас появились факультеты и даже целые институты, которые готовят специалистов по организации производства, так называемых менеджеров. Но ведь производство производству рознь, и театр в этом смысле тоже имеет свою специфику. Это производство особого рода. В основе его лежит творческий процесс создания художественного произведения. А у этого процесса – свои законы.
Мы беседуем с Григорием Михайловичем Первиным, директором Казанского академического Большого драматического театра имени В.И.Качалова. Многие годы он возглавляет республиканский совет директоров театров, потому что и по возрасту самый старший среди них (в эти дни Григорий Михайлович отмечает свое шестидесятилетие), и самый опытный. Больше того, Первин, можно сказать, единственный в Казани потомственный директор театра.
– Конечно, мне очень помогло то, что я вырос в театре, – рассказывает он. – Мой отец был директором Казанского тюза, и жили мы в театре, и все тюзовские проблемы обсуждались и решались на моих глазах. Но о том, что судьба приведет меня на такую же должность, какую занимал мой отец, я, конечно, не думал, да и работать в театре не собирался…
Окончив музыкальный факультет педагогического института и отслужив положенный срок в армии, Григорий Первин пришел в филармонию на должность концертмейстера. Но оказалось, что людей, способных грамотно и результативно организовать деятельность даже небольшого творческого коллектива, не так уж много. И очень скоро концертмейстерскую деятельность пришлось совмещать с администраторской – организовывать концерты, гастроли, рекламу, работу со зрителем.
– В 1985 году, когда я уже работал в Молодежном центре, – вспоминает Григорий Михайлович, – мне позвонил директор Качаловского театра Георгий Ефимович Егоров и попросил заехать, дескать, надо поговорить. Я приехал… и остался в театре. О Георгии Ефимовиче до сих пор вспоминаю с глубокой благодарностью. Мы как-то сразу нашли общий язык. Мне было понятно все, о чем он говорил и что его волновало. Думаю, если б не он, вряд ли бы я так надолго задержался в театре и сидел сейчас в этом кресле…
Руководство творческим коллективом – дело хлопотное. И вся материальная составляющая деятельности директора: содержание здания, работа цехов, организация зрителя и т.д. – в конечном счете направлена на то, чтобы создать актерам условия для творчества. Репетиции длятся три-четыре часа – значит, надо организовать питание. А после спектакля актерам необходимо принять душ, отдохнуть… Нынешние гримерки в театре, выстроенные еще в сороковых годах прошлого века, прямо скажем, мало приспособлены для этого и нуждаются в реконструкции, но когда очередь дойдет до них – неизвестно.
Творчество – процесс хрупкий. Успешность его часто зависит от настроения актера. А если он живет в плохих бытовых условиях, какое может быть настроение? И это опять забота директора, его голов-ная боль. К слову, здание бывшей гостиницы “Гранд-Отель”, построенное сто лет назад и с тех пор не знавшее капитального ремонта, да еще полуразрушенное соседним строительством, до сих пор является “жилой площадью” для многих работников театра, в том числе и актеров.
Часами сидят директор и бухгалтер, чтобы как-то растянуть с каждым годом усыхающую “шагреневую кожу” театрального бюджета и выкроить средства на самое необходимое. А цены между тем безудержно растут, оформление одного спектакля обходится во многие сотни тысяч рублей. И тем не менее за годы директорства Первина удалось сменить и мебель в гримерках, и кресла в зрительном зале, в значительной степени переоборудовать сцену, заменить световую и звуковую аппаратуру, обзавестись театральным оркестром. Появились новые производственные помещения, украсился театр и замечательным внутренним двориком-атриумом с памятником В.И.Качалову – кстати, единственным в стране.
Гастроли, в прежние годы приносившие театру значительную прибыль, теперь стали практически убыточными. Тем не менее Григорий Михайлович рискует и везет коллектив то в Сочи, то в Петербург, то в Нижний Новгород, а то и в Марсель. Бог с нею, прибылью, гастроли – это также возможность творческого обмена, встречи с новым зрителем, своего рода проверка театра на прочность. Нынче весной качаловцы уже в шестой раз ездили во Францию. И когда переполненный зрительный зал в марсельском театре Турски вставал в едином порыве, выражая признательность и благодарность актерам, директор вместе с ними испытывал чувство удовлетворения от того, что усилия и деньги потрачены не зря.
– Для меня главное – смысл того, что я делаю, – говорит он. – Все должно иметь смысл, практический результат. И в этой связи хотелось бы все-таки заметить, насколько порой бездумно и нерасчетливо наши власти руководят культурой. Какой смысл, к примеру, растягивать реконструкцию нашего театра на двадцать лет? Ведь решение о его реконструкции было принято в 1991 году. А теперь то оборудование, которое проектировалось 15 лет назад, не только морально устарело, оно уже практически никем не выпускается. Значит, надо заказывать новое, а это снова деньги. Сейчас, на пороге нового сезона, театр оказался без производственных помещений для декорационного, живописного, бутафорского цехов, а ведь надо выпускать новые спектакли…
Заботы, заботы… Двадцать один год Григорий Михайлович Первин, можно сказать, живет в театре. Каждый его день заполнен сотней дел. И все это для того, чтобы вечером со спектакля зритель унес в душе высокие, добрые чувства.
Юрий БЛАГОВ.