И снова о забытом…

Одна за другой увидели свет две новые книги “главного хранителя” казанской театральной истории Юрия Благова – “КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х гг.

Одна за другой увидели свет две новые книги “главного хранителя” казанской театральной истории Юрия Благова – “КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х гг.” и “Казанский помещик” Александр Каширин”. Обе они основаны на документах и архивных материалах, практически до настоящего времени не востребованных специалистами. Но это не исторические справочники, а экспрессивный, художественно оформленный рассказ о жизни театра в переломные моменты его истории, пропитанный творческим духом и атмосферой тех далеких лет.


Факты театральной истории и емкие характеристики ее выдающихся деятелей перемежаются лирическими отступлениями, где есть место и чувству искреннего восхищения, и мягкой авторской иронии.


Одна из книг рассказывает, пожалуй, о самом ярком и малоизученном явлении театральной жизни Казани начала ХХ века. Таковым был КЭМСТ – театр, исповедовавший творческие принципы В.Мейерхольда и С.Эйзенштейна: конструктивизм, эксперимент, мастерство, современность, театральность. (Первые буквы этих слов и образовали звучную аббревиатуру КЭМСТ.)


Театр КЭМСТ принадлежал к так называемому “левому” искусству и подпадал под категорию “идеологически вредных”, потому и просуществовал недолго, всего три года – с 1923-го по 1926-й. А после ареста и гибели Мейерхольда было запрещено даже упоминать об этой странице казанской театральной истории. И только в настоящее время появилась наконец возможность проникнуть в архивы и вернуть КЭМСТ из небытия.


Автор начинает свое культурно-историческое путешествие с того траурного для казанских театралов дня, когда дотла сгорел городской театр. Это произошло летом 1919 года, задолго до появления на свет “Мастерской театральных зрелищ КЭМСТ”, между тем именно этот пожар Ю.Благов называет “поистине символическим”: как завершение целого этапа театральной истории города.


Культурная жизнь Казани начала 1920-х годов была взбудоражена спорами и дискуссиями о путях развития искусства. Это было время зарождения принципиально нового театра и появления совершенно нового зрителя. Существовавший в те годы профессиональный театр простому зрителю был малодоступен, малопонятен, а значит, малоинтересен. Буквально в воздухе витала идея создания общедоступного “народного театра”, театра для трудящихся. И в числе первых ее попытались реализовать создатели КЭМСТ З.М.Славянова, В.С.Зотов, Б.Н.Симолин, К.Чеботарев и другие. Выступая за “коренное обновление искусства”, они отвергали приемы и условности старой театральной школы. Спектакли КЭМСТ отличались напряженной динамичностью, ритмикой слов-звуков и движений-жестов, были насыщены музыкой и танцами, яркими костюмами и во всем поражали новаторством и творческой оригинальностью.


Короткая, но бурная творческая жизнь “Мастерской театральных зрелищ” воссоздана в книге подробно и всесторонне. Здесь – самые удачные и безнадежно провальные постановки театра, взаимоотношения актеров и режиссеров, разноречивые отклики прессы и зрителей. Особое внимание уделено уникальной манере игры актеров. Читатель как бы окунается в театральную атмосферу того времени, воспринимает дух, силу и энергию экспериментальных постановок КЭМСТ. Думается, вряд ли это было бы возможно, если бы не многолетнее общение автора с Игорем Германовичем Ингваром, памяти которого посвящена книга. Он был не только участником тех спектаклей, но и летописцем театра. До конца жизни Ингвар лелеял надежду увидеть опубликованной театральную историю КЭМСТ, но, увы, так и не дожил до этого счастливого дня…


В книге “Казанский помещик” Александр Каширин” автор также использовал неизвестные ранее архивные материалы, исследуя творческий и жизненный путь одного из крупнейших актеров российской театральной провинции. Биография Александра Ивановича Каширина, “самобытной и крупной фигуры русского театра”, представлена в контексте культурных событий позапрошлого, XIX века… В Казани Каширин обрел творческую славу, которая тотчас же получила всероссийский резонанс. Одно это говорит о том, сколь велико было в те годы влияние Казани на театральную жизнь. Автор акцентирует внимание на капризности и требовательности казанской публики, на высоком уровне развития не только профессионального, но и любительского театра и прочих особенностях театральной жизни рубежа XIX-XX веков.


Юрий Благов подобно археологу по фрагментам и “кусочкам” восстанавливает полузабытые страницы, насильно вырванные из театральной истории. Поэтому каждая его новая книга – настоящий подарок для тех, кто хочет больше узнать о прошлом Казани, где многие десятилетия театр занимал положение второго университета.


Вероника ИВАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще