Обаяние провинции

В разгар лета люди стремятся уехать подальше от большого города.

В разгар лета люди стремятся уехать подальше от большого города. Кто побогаче – покоряют дорогие зарубежные курорты, а те, кто не может себе этого позволить, оккупируют собственные дачи. Но среди тех и других есть люди, желающие расширить свой кругозор – посмотреть новые места, окунуться в провинциальный быт старинных российских городов.


Все, к примеру, знают о Золотом кольце. Однако есть еще и “Золотой путь” – интереснейший маршрут, соединивший жемчужины Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. А начать знакомство с ним лучше всего с двух очаровательных тверских городков.


Кашин

Кашин стоит чуть в стороне от основных туристических дорог, в 25 км от Волги-матушки. Речка Кашинка, на берегах которой в XIII веке был построен город, делит его на две части, образуя множество изгибов и петель.


Кашин – шедевр древнего градостроительства. В конце XVIII столетия на город наложили “сетку” дорог, ориентированных по сторонам света. Улочки пересекают друг друга под прямым углом, концами упираясь в холмы, на вершинах которых, на видном месте, стоят многочисленные монастыри и храмы. В те времена на три тысячи жителей в Кашине было семьдесят храмов. Из них сохранилось десять, действующих – пять. И это на семнадцать тысяч человек, проживающих в городе сегодня!


Издревле Кашин считался религиозным центром Тверской губернии. Несколько десятков имен, широко известных и почитаемых в православии, – выходцы из этих мест. Покровительница города преподобная Анна Кашинская была дважды канонизирована церковью. Впервые это произошло в 1649 году, после того, как она явилась тяжелобольному пономарю Успенского монастыря и поведала ему, что в обиде на горожан – имя ее забыли, “на гробницу садятся и шапки рядом кладут”… Наутро проснулся монах совершенно здоровым человеком.


Позже заметили, что у покойной не так сложены пальцы для благословения – вместо трех перстов два. И вот, чтобы Анна Кашинская не стала знаменем старообрядцев, церковь исключила ее из лика святых. Но святая не покинула город, продолжая оберегать его от напастей. В 1812 году французы вплотную приблизились к городу, и она сотворила настоящее чудо: после того как духовенство 12 раз обошло вокруг Кашина с иконой преподобной, французы отступили. По этой причине в 1909 году синод вторично выносит постановление прославлять Анну Кашинскую как святую.


На территории Входоиерусалимской церкви разместился теперь городской краеведческий музей. Директор музея, по иронии судьбы носящая фамилию Чертовских, готова часами рассказывать о родном городе. Туристы здесь пока редкость, и потому к ним особое отношение. Для них в музее готовят любимый кашинцами сбитень – медвяный напиток с травами. Раньше, бывало, на базарах выкликали: “Не пей пива кружку, а выпей сбитня на полушку. Какой вкус, какой цвет, откушай, сосед!”


Ярмарочная традиция сохранилась по сей день. Торговля в Кашине происходит там же, где и раньше – в торговых рядах в самом центре города.


Мощи святой инокини Анны Кашинской хранятся в Успенском соборе, и богомольный люд продолжает стекаться сюда, чтобы обрести благодать и исцелиться от болезней.


Известен Кашин и своей прекрасной минеральной водой – благодаря ей одноименный санаторий очень популярен не только среди москвичей.


Торжок

У излучины реки Тверцы на холмах стоит город Торжок. В летописях он впервые упоминается в 1015 году под именем Новый Торг, но истинная дата появления города относится к IX – X векам. Некогда это был южный бастион Новгородской республики.


Берестяные грамоты, датируемые XI-XII веками, свинцовые печати наместников и множество искусно сработанных украшений говорят о том, что Торжок был крупным торговым центром. Город славился своими кружевницами и золотошвеями, ювелирами и резчиками по кости… Широко известны были строители Торжка, благо прекрасный строительный материал в изобилии произрастал в его окрестностях.


Многочисленные пожары и набеги врагов почти не оставили свидетельств мастерства древних строителей. Счастливое исключение – Борисоглебский собор, возведенный в 1785-1796 гг. по проекту архитектора Львова. Впоследствии вокруг него вырос Борисоглебский монастырь – главное украшение города. Напротив него, на левом берегу Тверцы, сохранился женский Воскресенский монастырь. Во время раскопок и в одной, и в другой обители были обнаружены остатки подземного хода, ведущего в сторону реки.


Как и Кашин, Торжок считается образцом русского градостроительного искусства. Это один из 300 городов России, получивших статус “памятника градостроительства”. Но, в отличие от южного соседа, жители Торжка бережно относятся к своему наследию. Вписанные в архитектурный ансамбль “новострои” выполнены в том же стиле и выделяются разве что пластиковыми окнами и свежепокрашенными фасадами. Город полностью сохранил архитектурный ансамбль ХVIII века. Помимо Борисоглебского и Воскресенского монастырей интерес представляют бывшие дворянские усадьбы. Многие знатные фамилии России владели здесь землями, приглашая на строительство своих поместий именитых архитекторов того времени. Не раз бывал в Торжке и Александр Сергеевич Пушкин. На Ямской улице по сей день стоит здание гостиницы, где он любил останавливаться, а в бывшей усадьбе Олениных открыт его музей. Здесь же, в окрестностях Торжка, похоронена знаменитая “пассия” поэта Анна Петровна Керн.


В провинциальных городах есть своя неуловимая прелесть. Кашин и Торжок – всего лишь два из множества подобных мест, расположенных к северу от Москвы. Их нельзя назвать туристическими центрами, но в каждом есть гостиница и приличные кафешки. Если вы жаждете тишины и уединения, вам, безусловно, стоит сюда приехать. В Кашине советую познакомиться с богатым ассортиментом местных ягодных настоек и легендарным бальзамом. В Торжке – с минеральными источниками, дарящими молодость, красоту и здоровье каждому, кто в них окунется. Санаторий “Митино” расположен на территории бывшей усадьбы Львовых, так что пока отдыхает тело, душе тоже будет чем заняться…


Лада ЕРМОЛИНСКАЯ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще