Месяц гостила в Казани выставка работ народного художника России, вице-президента Российской академии художеств Эдуарда Дробицкого “Избранное” (живопись, графика, плакат, скульптура)”. Побывавшие на ней любители искусства имели возможность оценить все разнообразие творческих исканий мастера, однако подвести его работы под какое-то обобщающее определение, равно как и очертить границы используемых им жанров, удалось, видимо, немногим.
Эпатажность творений “человека парадоксов” Эдуарда Дробицкого – его визитная карточка. В России и за рубежом он получил известность в первую очередь своими плакатами. На казанской выставке также были представлены работы этого жанра, пронизанные стремлением художника к нетрадиционному -авангардному – изображению вещей и явлений. Но главный конек Эдуарда Дробицкого, безусловно, живопись. Его картины – это сплав реальности и иллюзии, метафор и ассоциаций.
На многих представленных в Казани полотнах присутствуют элементы обнаженного тела, но довольно неожиданно: например, лица и даже ягодицы превращены в груди. Впрочем, сам Эдуард Дробицкий полагает, что у каждой женщины контур груди абсолютно повторяет профиль ее лица. Округлые женские формы сочетаются с округлыми же яблоками и конусными грушами.
Мальчик, оказавшийся рядом со мной на выставке, задумчиво заключил: “Этот художник любит яблоки”. Откуда малышу знать, что для художника это прежде всего некий образ библейского плода, символ человеческих соблазнов?.. Картина под названием “НЛО” являет собой автопортрет самого Дробицкого, где полуобнаженный юноша в джинсах с лейблом “Edward” и огромные крылья – словно гимн личной свободе художника.
Среди живописных работ обратили на себя внимание детские портреты и портреты-метаморфозы Казимира Малевича, Федора Достоевского, Зураба Церетели, Аллы Пугачевой. Рядом с изображением нередко выведены тексты – цитаты либо шутки. Полотно “Поэты Пушкин и Высоцкий” совмещает на едином пространстве портреты великих людей разных эпох. Мысль проста: у каждого времени – свой кумир, свой гений. Триптих “Из моей биографии” трактует факты жизни Эдуарда Дробицкого черно-белым цветом и надписью “Кто убил моего отца?”. Это полотно – протест войне и насилию.
В то же время недоумение посетителей выставки вызвала композиция “Современное распятие “Сделай сам”: пенек с гвоздями рядом с распятием Христа и перечеркнутые в виде креста стволы березок с зеркалом, в котором желающие могли увидеть себя “распятыми”. Обвинений в святотатстве и богохульстве звучало предостаточно. Графические работы серий “Знаки Зодиака”, “Годы, Знаки Зодиака”, “Месяцы” шокировали своей откровенностью и “жестким эротизмом”.
Серия эпатажных скульптур была представлена композициями “Первые лица любого государства” (два помощника и диктатор) и “Строители светлого будущего. Крестьянин. Интеллигент. Рабочий”. Головы у скульптур-символов заменены предметами. В первом случае – гайками и ключом, во втором – орудиями труда. У “строителей…” вывернуты карманы, у интеллигента спущены штаны. Такая вот цепочка символов, знаков, метафор…
Известный всему миру московский художник Эдуард Дробицкий является обладателем 38 наград и премий на всесоюзных, всероссийских и международных биеннале, конкурсах и выставках. Теперь его нестандартные творения увидели и жители Казани. Правда, уникальная выставка мастера, похоже, не очень пришлась по вкусу казанской публике. Хотя вход на нее был свободным и пресса не обошла вниманием ее открытие, посетителей оказалось меньше, чем можно было предположить.
В чем же причина? Да, время проведения пришлось, скорее, на сезон дачный, чем выставочный. Впрочем, по словам председателя правления Союза художников Татарстана Абрека Абзгильдина, проблема, разумеется, шире и “город Казань, вообще, не большой любитель изобразительного искусства. К сожалению”. Возможно, все упирается в менталитет, и город, старательно развивая театральное искусство, слишком мало внимания уделяет искусству изобразительному.
“У нас на выставках так: первые два-три дня – прилив людей, затем обмен мнениями (по телефонам), а под закрытие, когда вывешивается дополнительная афиша о встрече с художником, являются еще 100-200 человек”, – сказал мне руководитель Казанской творческой мастерской Союза художников РТ Игорь Башмаков.
В день открытия выставки Эдуарда Дробицкого на нее пришли чуть более 80 человек, далее ежедневное число посетителей в среднем составляло около 30. Согласитесь, это довольно скромно для встречи народного художника России и его шокирующих работ.
Вероника ИВАНОВА.