Художники волнуются и просят не задеть случайно картины: они только-только из-под кисти, краска не успела подсохнуть и источает свой особый, “творческий” аромат. 122 живописные работы написаны в Елабуге о Елабуге: результатом недельного труда 35 художников со всей страны любуются посетители художественного салона музея-заповедника, который и провел впервые в Татарстане всероссийский симпозиум по современной живописи. По две свои работы согласно заранее обговоренным условиям мастера подарили городу.
Остальное вместе с впечатлениями, идеями и этюдами увезут в Москву, Уфу, Ижевск, Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, Джалиль – такова география симпозиума. Его целью было привлечь внимание живописцев к двум датам, которые придутся на следующий год, – 1000-летию Елабуги и 175-летию со дня рождения Ивана Шишкина, уроженца этого города.
Первоначально задуманное как пленэр, то есть живопись на открытом воздухе, мероприятие переросло эти рамки. Художники стали участниками многих интересных встреч и событий, посетили шишкинские места в окрестностях Елабуги, в которых еще можно без труда узнать сюжеты картин мастера – Красная горка, Ананьинский могильник, могучие сосны, лесные дали, пасека.
Это была счастливая неделя, когда удалось оторваться от забот и окунуться в творчество, признался заслуженный деятель искусств РТ Григорий Эйдинов. Он, кстати, безуспешно пытался “пробить” идею пленэра, посвященного 1000-летию Казани, и рад, что в Елабуге удалось провести такой сбор художников. Музей-заповедник предоставил им жилье, питание, даже холсты, единственное, что нужно было оплатить, – дорогу.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что такой выставки в Елабуге не было никогда. И сами художники, оценивая работы друг друга, говорят: уровень удалось выдержать, не стыдно показать и за границей. Кстати, это будет сделано уже осенью: московское творческое объединение женщин-художников “Ирида” планирует провести выставку в Белграде, в Русском доме. Совсем недавно выяснилось, что в этом городе живут потомки Ивана Шишкина по линии старшей дочери Лидии. Председатель объединения Мария Эсмонт попросила в доме-музее Шишкина координаты потомков с тем, чтобы найти их и показать Елабугу – хотя бы на полотнах.
Пройдут выставки и в российских городах, так что представление о Елабуге получит немало людей.
Подводя итоги симпозиума, директор музея-заповедника Гульзада Руденко объявила авторов работ, более остро передавших, по мнению жюри, ощущение города, “праздника, который всегда с тобой”. Первое место присудили Тамаре Зебровой из Москвы – за достойное продолжение лучших традиций русской реалистической школы. Гран-при получил елабужанин Зиннур Миннахметов – за самобытность и оригинальность творческого видения.
Подаренные Елабуге картины разместятся в галерее, которую планируется открыть к 1000-летию города. Будет также издан красочный каталог работ.