В конце сезона, по традиции, группа казанских театральных критиков отсмотрела спектакли театров закамского региона – Альметьевского, Мензелинского, Бугульминского и двух набережночелнинских коллективов – татарского драматического и кукольного.
Несмотря на то, взрослый это театр или детский, татарская или русская труппа, проблемы у них во многом схожи.
Но сначала о приятном. Прежде всего порадовало, что наконец-то почти все городские театры обзавелись современными помещениями. Несколько лет тому назад в новое здание переехали мензелинцы, а в этом сезоне вернулись на свою обновленную после реконструкции сцену альметьевцы и бугульминцы. В Набережных Челнах нынче справил новоселье муниципальный русский театр “Мастеровые”, а также здесь полностью освободили помещение для татарского драматического театра. Для него же готовится проект нового современного здания. Думается, решится со временем и проблема собственного дома для Набережночелнинского театра кукол. Пока же он делит помещение с несколькими другими организациями.
Но в основном, казалось бы, живи и радуйся, работай. Если бы не общая проблема всех театров, и не только закамского региона, – отсутствие жилья для молодых актеров, режиссеров и других специалистов. А как театру без них сохранить себя как живой, творческий организм? Со временем происходит естественное старение труппы, люди уходят в мир иной… А смены нет. Не потому, что ее не готовят театральные учебные заведения. Готовят. Но, приезжая в тот или иной город, молодой специалист, по существу, оказывается на улице. У театров нет ни общежитий, ни служебных квартир. Не могут молодые специалисты рассчитывать и на социальную ипотеку. Можно ли при зарплате в 1800-2000 рублей мечтать о собственном жилье? В позапрошлом сезоне в Набережночелнинский татарский театр приехали четверо молодых актеров. Но через год трое из них были вынуждены уехать. Там же, в автограде, но в кукольном театре из 24 актеров по штату работают всего 8. Работают на износ, ежедневно обслуживая 3-4 площадки. А ведь еще надо найти время для репетиций новых спектаклей. В труппе Бугульминского театра всего 12 человек, в Альметьевском – только 8 актеров-мужчин, в том числе пенсионеры. Такая же картина и в Мензелинском театре.
К тому же в последние годы актеры и режиссеры практически не получают почетные звания. То есть эти профессии сегодня перестали приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение, за исключением, конечно, аплодисментов зрителей. Несмотря на эти тревожные тенденции, закамские театры пока еще живы и выпускают новые спектакли. И как положительный факт в работе всех коллективов хочется отметить то, что они не гонятся за модой, в их спектаклях нет ни сомнительной “эротики”, ни матерщины, “прописавшихся” на многих сценах России.
Конечно же, самый добрый театр – кукольный. Он по определению должен говорить со зрителем о светлых чувствах, чистой любви. Все это есть в последних постановках челнинцев “Снегурушка”, “Колобок”, “Гуси-лебеди” (режиссер И.Клюев), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (режиссер Ю.Филиппов). Актеры работают и за ширмой, и в живом плане. А самое замечательное у этого коллектива – постоянный поиск новых выразительных средств. Так, нынешний сезон ознаменовался возвращением к жанру вертепа в представлении “Драма о царе Ироде” (режиссер В.Домбровский). Сценическая площадка представляет собой двухъярусную конструкцию, где наверху разыгрывается собственно библейский сюжет, а внизу – бытовой, житейский.
Спектакли Набережночелнинского кукольного театра всегда пользуются зрительским успехом. Кроме того, коллектив постоянно придумывает для малышей какие-нибудь праздники. Вот только бы ему подобающие условия работы создать…
Дефицитом доброты, бескорыстия в человеческих отношениях озабочены сегодня и взрослые театры, стараясь говорить об этом без назидания, погружая зрителей в атмосферу добросердечия, мягкого юмора. Зрелищным получился спектакль Бугульминского русского драматического театра “Аршин Мал-Алан” (режиссер А.Молостов). В прошлом эта музыкальная комедия азербайджанского драматурга и композитора У.Гаджибекова пользовалась огромной популярностью. Но, как видим, и для сегодняшнего зрителя она не утратила своего очарования. За смешными, забавными ситуациями не ускользает главное: искренность и теплота взаимоотношений героев – Аскара (В.Пряхин), Султанбека (Р.Салимов), Гульчехры (Д.Лапшина), Вели (М.Боймамадов), Асии (Н.Бородина), Телли (А.Азорова).
Мыслью о необходимости человечности, взаимопонимания пронизан и спектакль Набережночелнинского татарского драматического театра “Мы деревенские” Т.Миннуллина (режиссер Р.Галиев). Особый успех выпал на долю актеров И.Фахретдинова и Ф.Касаевой, удивительно точно сумевших передать взаимоотношения любящих друг друга уже немолодых людей. Своеобразный противовес им – замечательная работа Г.Гайнетдиновой, создавшей образ крикливой, скандальной Маулии, каждый выход которой воспринимается почти как концертный номер, неизменно вызывая у зрителей веселый смех.
Наверное, закономерно и то, что порой очень разные спектакли – по жанру, сюжету, тем не менее, повествуют об одном и том же – о губительном влиянии на человека алчности, страсти любой ценой разбогатеть. Среди них – “Банкрот” А.Островского и современная комедия “Здрасьте, я – ваша теща” в Бугульме, “Наваждение” Т.Миннуллина в Набережных Челнах, “Седьмой жених” Х.Ибрагимова в Мензелинске.
В Бугульме несколько особняком стоит спектакль “Без паники, джентльмены!” Р.Куни – типичный английский детектив, с невероятными ситуациями, бешеной динамикой (режиссер А.Молостов). Очень странная, на первый взгляд, и по сюжету, и по форме комедия турецкого автора Т.Хукима “Еда для всех” (режиссер Б.Бадриев). Но, по сути, в ней поднимается серьезная проблема отчужденности современных людей, живущих в своем закрытом ото всех мирке и не ведающих, кто живет у них за стеной и что там творится.
Психологическая глубина, правда характеров – бесспорные достоинства спектакля Мензелинского театра “Судьбы” Д.Салихова, посвященного 60-летию Великой Победы (режиссер И.Хайруллин). Отлично работают актеры Х.Хаматуллин и И.Насыбуллин – главные антиподы драмы. Порадовали и молодые исполнители Р.Бадретдинов, Г.Гильманова.
Интересен также первый опыт Набережночелнинского татарского театра в жанре детского мюзикла “Почему кричит петух?”, написанного к тому же местными авторами В.Ахметшиным и З.Минхажевым.
Театры Закамья профессиональны. Здесь работают талантливые, преданные искусству люди. Но о них надо элементарно позаботиться – об их быте, зарплатах. Они заслуживают не только зрительского признания, но и большего внимания со стороны государства.
Ильтани ИЛЯЛОВА.