Не случайно местом проведения второго тура Первого фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России была выбрана Казань. Это у нас на протяжении нескольких десятилетий живет народный праздник “Играй, гармонь”, где бок о бок звучат русская и татарская гармошки. Это у нас в республике ежегодно проходят, наряду с русским Каравоном и татарским Сабантуем, национальные праздники марийского, чувашского, удмуртского и мордовского народов – Семык, Уяв, Гырон быдтон, Балтай.
У татар среди сельчан очень популярна тальянка. В старину она была практически в каждом доме. Бывали случаи, когда корову меняли на хороший тальян – так нужна народу песня. Бытовали здесь до 1960 годов не только сорнай, кубыз, но и скрипка, и были даже свои скрипичных дел мастера. А в деревне Субаш Балтасинского района до сих пор существует творческая мастерская, где музыканты-мастера изготавливают национальные татарские инструменты по образцам ныне покойного известного специалиста в этой области Ифрата Хисамова.
Вот и на прошедшем фестивале – конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России я повстречала немало людей, преданно любящих свой этнос, свою культуру.
На конкурс, пройдя отборочный тур, привез из деревни Малые Кирмени Мамадышского района свой коллектив “Сандугач” Фариль Равильевич Дульмиев. С ним мы встретились в аудитории, где шла репетиция перед выступлением.
Как бережно руководитель ансамбля держал в руках сорнай! А когда заиграл на нем, в комнату будто ворвался ветер степной. Потом он взял курай, и нежный женский голос будто заворковал и запел про вечную весну любви. Фариль сказал:
– Нет, теперь такой инструмент не купишь. Очень сложно их изготавливать. Нужен талант.
А потом он показал мне думбру – старинный музыкальный инструмент, составленный из дощечек какого-то особого дерева с длинной стекой-клавиатурой. Ее смастерил доцент кафедры этномузыкологии Казанской государственной консерватории Г.М.Макаров. Я услышала позднее ее звучание на сцене. Играла на думбре девочка с глазами казашки. И остальные исполнители из деревни Малые Кирмени были чем-то неуловимо с ней похожи. Так бывают похожи люди, чьи предки не покидали родной деревни, может, со дня ее основания. А родина, Малые Кирмени, одарила их не только лицами далеких предков-кочевников, но и редкой музыкальностью. Как они играли! Я стояла в кулисах и буквально замерла, когда протяжная мелодия понеслась в зал. А потом девушка с узкими темными глазами запела мунаджат. Мне рассказали, что это молитва, написанная известной поэтессой из народа Накией Юсуповой.
Сам Фариль Дульмиев – тоже уроженец Малых Кирменей, деревни-хранительницы татарской культуры. Как-то председатель колхоза ему предложил:
– Давай-ка мы тебя колхозным стипендиатом определим в институт культуры, подучишься и будешь в клубе баянистом работать.
Так Фариль стал студентом. Окончив институт культуры, он вернулся в Малые Кирмени. Но работа в клубе не прельщала его. Нет, решил он, надо молодежь учить. Его идею поддержал директор музыкальной школы, и они создали в Малых Кирменях филиал Мамадышской школы искусств. Появились у Фариля Равильевича свои первые ученики. Тот первый набор давно уже выпущен. Некоторые ребята решили стать профессиональными музыкантами. К примеру, Айнур Марданов сейчас учится в музыкальном училище Набережных Челнов, а его мама, преподаватель татарского языка Раиля Ильгизовна, привела в класс к Фарилю Равильевичу второго сына – Нияза.
Ученики Дульмиева освоили почти все национальные инструменты, какие есть в наличии. И каждую копейку, заработанную коллективом, тратят на покупку новых инструментов. Так в прошлом году они стали победителями на районном смотре-конкурсе и на денежную премию купили свирель-жалейку.
– Вот эту, – показывает Фариль. И тут же быстрым движением подносит ее к губам, и запела жалейка по-русски.
Завоевал звание лауреата и ансамбль гармонистов “Чишмэ” из Нижнекамска. Его руководитель Ринат Сабирович Мухутдинов более тридцати лет занимается татарским музыкальным фольклором. Им подготовлено сотни музыкантов, многие из которых стали профессионалами. Вот и теперь поддержать свой ансамбль и сыграть с ребятами пришла его бывшая ученица Алсу Габдулхакова.
Ринат Сабирович не только ведет огромную работу по воспитанию молодежи в духе преданности национальным традициям, но и занимается популяризацией татарского фольклора. Им изданы три книги по национальным инструментам для руководителей фольклорных коллективов.
В каждом районе Татарстана есть достойные коллективы, но не все смогли пройти отборочный тур. Конкурс – всероссийский, и отбор был жестким. В конкурсных прослушиваниях по нескольким номинациям (детские ансамбли и оркестры, студенческие ансамбли и оркестры, взрослые любительские ансамбли и оркестры) приняли участие представители из пятнадцати регионов Российской Федерации. А Гран-при компетентное жюри присудило ансамблю народной музыки “Скоморохи” Кемеровского государственного университета культуры и искусства (руководитель – заслуженный артист РФ А.В.Соловьев).
Лауреатами первой степени стали ансамбли народных инструментов “Эрвет” Дворца детского и юношеского творчества г.Чебоксары (руководитель С.В.Федотов ), “Казан нуры” национально-культурного центра “Казань” (руководитель Р.Э.Ильясов), национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан (руководитель Р.М.Гайзуллин).
В числе лауреатов второй и третьей степеней – клезмерский ансамбль “Алия” иудейского религиозного общества г.Самары, оркестр русских народных инструментов им.Л.И.Воинова из Мордовии, татарский фольклорный ансамбль “Гармун” (Казань, ДМШ №14) и другие.
– Все участники фестиваля прошли отборочный тур по видеозаписям, – рассказывает главный специалист по музыкальному направлению Республиканского научно-методического центра народного творчества Министерства культуры РТ Фарида Ибрагимовна Кислякова. – Фестиваль-конкурс проходит в рамках федеральной программы “Культура России. 2006-2010 гг.”. Проводит его Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский дом народного творчества совместно с учреждениями культуры регионов. Впервые обращено столь пристальное внимание на национальную музыкальную культуру. И это вполне правомерно. Мы знаем, что, несмотря на наши колоссальные усилия по возрождению национальных культур народов, проживающих в Татарстане, многое утеряно безвозвратно.
Знаменателен фестиваль-конкурс и тем, что впервые нам доверена такая широкомасштабная и ответственная акция. Ведь звание лауреата дает коллективам право принять участие в гала-концерте Первого фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России, который состоится в Москве в начале 2007 года.
В рамках фестиваля состоялся также “круглый стол” на тему “Традиционные музыкальные инструменты в меняющемся мире”. В его работе приняли участие художественные руководители 29 коллективов, участников фестиваля-конкурса. С интересом были встречены выступления профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова А.В.Тихонова, заведующего отделом музыкального искусства Государственного Российского дома народного творчества А.И.Цепа, доцента Казанской консерватории Г.М.Макарова, доктора исторических наук, профессора кафедры народных инструментов КГК им.Н.Жиганова, заслуженного деятеля искусств РТ В.И.Яковлева и других. Обсуждались актуальные проблемы традиционного музыкального инструментария в современных этнокультурах.
Участниками “круглого стола” была принята резолюция, где предлагается сделать одним из приоритетных направлений государственной культурной политики Российской Федерации возрождение, сохранение и развитие традиций народного исполнительства. Предложено также создать на базе Казанской государственной консерватории и РНМЦ научно-исследовательский центр традиционных музыкальных инструментов.
Людмила СУХАНОВА.