Недавно я узнал, что мой учитель – первый ученый в Набережных Челнах, защитивший диссертацию по литературе. Несмотря на усиленную работу камазовских поэтов под крылом “Нового мира” в 1980-е, несмотря на деятельность коренного челнинца Николая Алешкова, создавшего в городе филиал Союза российских писателей, несмотря на издание “толстого” журнала “Аргамак” (ныне закрыт), фактически мы живем в нелитературном пространстве, в полумиллионном городе, который не умеет ни читать, ни писать, ни говорить.
Челнинские библиотекари удивляются тому, что все еще выходят журналы “Иностранная литература” и “Знамя”, журналисты понятия не имеют, кто получил Нобелевскую премию, в книжных магазинах не найти ни Орхана Памука, ни Бахыта Кенжеева. Вообще, имидж у города не самый положительный: это центр развлечений, игрового бизнеса и торговли, в котором еще есть автозавод. Про культуру – ни слова!
Но мы меняемся. И совершенно очевидно, что жажда по искусству тем сильнее, чем искусства меньше. Нужно сказать непременно, что с открытием в Набережных Челнах органного зала, с появлением нескольких сильных театральных студий дышать стало легче. Несколько юбилейных персональных выставок в Картинной галерее напомнили о том, что и с живописью в городе не пусто. Но с литературой, тем паче поэзией, дело потруднее.
В литературной гостиной библиотеки КамАЗа встречи с писателями проходят регулярно и презентации книг – не редкость. Проблема в том, что тиражи этих книг ничтожны и распространяются они среди друзей, да и авторы, в большинстве своем, принципиальные “любители”.
Почти целый год в одном из челнинских еженедельников регулярно появляются авторские книжные рецензии, но более чем очевидно, что их тоже почти никто не читает. Среда не готова…
Я уделил столько времени негативному запугиванию, что уже трудно переключиться на позитивную программу и сообщение о радостях, которые и стали поводом для этих заметок.
8 июня в уже упомянутой литературной гостиной библиотеки КамАЗа шесть молодых поэтов, собранных поэтическим клубом “Черный вторник”, читали свои стихи. Клуб существует с марта 2005 года, за это время дважды удалось выйти на публику в филиале КГУ, выпустить самиздатом ничтожнотиражный сборник с участием 12 авторов и, что немаловажно, удалось не закончить свое существование.
Так вышло, что чтения в литературной гостиной стали частью своеобразного поэтического каскада. В Пушкинский день соучастники “Черного вторника” гуляли по улице Пушкина, радовали друг друга эпиграммами и анекдотами о поэте. 8 июня случилось выступление в гостиной, а 10 июня в драмтеатре “Мастеровые” чествовали Пушкина поэтическими чтениями российские писатели из соответствующего союза.
Но вернемся в гостиную. После попурри на флейте в исполнении Марии Гермогентовой, Ксения Соловьева, с актерским интонированием и эмоциональностью, открывает вечер отчасти неловкими, радостно-несчастными юношескими стихами. Вслед за ней – Юлия Зольникова с узнаваемым метафоричным языком, живописностью и попыткой прямого высказывания. Роман Батрасов предлагает исполнить стихи своего дяди Искандера – веселые и простые народные куплеты о бренности и красоте всего живого. Альфия Мударисова, благодаря легкости слога и незамутненности сознания, создает атмосферу детскости, не наивной простоты. Анатолий Ухандеев (ваш покорный) читает стихотворение “Комета”, с длинными предложениями, сложными периодами и малопонятными образами. Дмитрий Русин с восторженным взглядом, жестикуляцией и мимикой подчеркивает динамику своих стихов. А завершается вечер выступлением группы “a-na…” (гитара-гитара-скрипка).
Публика (а зал был полон) расходилась чаще довольная, иногда критикующая. Много заемных слов, мало самостоятельных мыслей и т.д. Но для меня как организатора и как выступающего очевидно, что в самом деле людям нужна поэзия, но они зачастую разучились ее искать и любить. Что публичное чтение стихов, такое популярное когда-то, необходимо и сейчас, но не для того, чтобы литература опять стала публицистикой, а для того, чтобы читатель помнил, читал и слышал.
Нужно делать больше и нужно делать самим – это единственные причины возникновения искусства слова в отдельно взятом городе.
Анатолий УХАНДЕЕВ.
Набережные Челны