Прогулка в обратном направлении

В столице Марий Эл открылась выставка творческой группы “ШИрМА” из Нижнекамска.

Автор статьи: Ирина МИТРЮШКИНА

В столице Марий Эл открылась выставка творческой группы “ШИрМА” из Нижнекамска. В Йошкар-Оле наши художники впервые представили “дайджест” работ, созданных группой за шесть лет сотрудничества. Отсюда и название выставки – “РАкурс, или Прогулка в обратном направлении”.


В совместном багаже художников Татьяны Макаровой, Валерия Шимановского, Ольги Сорокиной, Людмилы Крупской и Вадима Ряховского – ряд ярких проектов. Каждый из них стал запоминающейся акцией, побудившей зрителей взглянуть на мир без привычных шор. Выставка “Тутти-фрутти”, состоявшаяся в 2000 году, впервые обозначила художников как единомышленников, не представляющих, во-первых, свою жизнь без творчества, а во-вторых, относящихся к нему – творчеству – как к беспрерывной игре, в которой необходимо стать по крайней мере виртуозом. Выставка “Малахай с плюмажем” была позициирована в 2003 году как противовес воинственной гламуризации и, кстати, повлекла за собой серию выставок-последователей в разных городах Татарстана. Прошлогодний проект “А кушать хочется всегда”, вобравший в себя как выставку картин, так и забавные перфомансы и инсталляции на заданную тему, был осуществлен в качестве художественного протеста против коммерциализации искусства вообще и пластического в частности.


В экспозицию этого года вошли наиболее характерные для творчества художников работы. Мастер коллажей и ассамбляжа Валерий Шимановский выступил с серией масок из папье-маше: “Папарацци”, “Очень важная персона”, “Портрет художника”. Гротеск, пластический парадокс присущи работам этого художника неизменно, а вот ирония, судя по всему, в последние годы все чаще переходит в самоиронию, так же как наблюдение за макромиром сменяется углублением в микромир, причем собственный.


Татьяна Макарова, несмотря на первенство по количеству выставленных работ, представила лишь малую толику своих батиков и эмалей, созданных за последние годы. Несколько лет назад, освоив древнейшую на Руси технику горячей эмали, Татьяна стала первым современным эмальером в Татарстане. Наложение мало используемой ныне технологии на авангардно-абстрактное мышление художницы дало новый всплеск ее безбрежной фантазии. В ее работах сквозит добрый юмор, уверенность в правильности происходящего вокруг и легкий задор, подразумевающий вопрос: “Ну и как вам?”. На что тут же не терпится ответить: очень даже ничего, а может, и просто здорово!


Вхождение в группу “ШИрМА” стало стартовой площадкой для раскрытия художественного потенциала Ольги Сорокиной. Если в первых проектах ее участие ограничивалось лишь декоративными панно и изделиями из кожи, то в последние годы художницей создан ряд интересных графических и акварельных работ, в ее творческую копилку вернулись масляные и акриловые краски. Особенно плодотворным оказался для нее предыдущий год. Он наиболее полно представлен на йошкар-олинской выставке такими работами, как “Красная рыба для Красной Армии”, “Невеста”, “Зимний сон”.


Представили на выставке свои работы Людмила Крупская – автор ряда керамических панно, а также Вадим Ряховский – единственный непрофессиональный художник в этой пятерке, автор одних и тех же графических героев, уютно разместившихся в мире снов и фантазий, созданном на бумаге с помощью цветных карандашей.


В июле выставка “ширмовцев” перекочует из Йошкар-Олы в Зеленодольск, а в сентябре переберется в Казань.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще