Пишу – и рву, и комкаю страницы

Хлеб неоклассициста горек.

information_items_1347368889

Хлеб неоклассициста горек. Вряд ли сегодня кого-то удивишь аполлоновской рельефностью мысли и скульптурной выразительностью эмоций. А уж про ясность языка и говорить не приходится. Экая невидаль ясность! Бегство от ясности – легкоатлетическая дисциплина, которую уже давно пора включить в олимпийские виды спорта. Побеждает тот, кому удается быстрее других поставить все с ног на голову.


А если серьезно… Чем прельстить избалованного, да к тому же и немногочисленного читателя? Ни ошарашить, ни шокировать певец “мелкого дождика” и “влажных лип” не может. Но зато неоклассицист способен дать вещам те имена, без которых вещи при рассеянном дневном свете нипочем не обойдутся. Приверженец Аполлона мыслит категориями мироздания, он склонен к созерцательности и философичности, но при этом способен разглядеть любую мелочь, отдать должное каждому звену неразрываемой цепи впечатлений. Он усвоил уроки акмеистов и научился украдкой смотреть на вещи через призму абсурдистов-обериутов.


Шить отдельный костюм для абсурда у приверженца Аполлона нет времени. Абсурд жизни очевиден, и чтобы тягаться с ним, не нужно его слишком удалять, как, впрочем, и слишком приближать. Неоклассицист работает с абсурдом на средней дистанции. Эта дистанция, с точки зрения традиционной культуры, и есть предельная степень ответственности за все. Наверное, поэтому говорить о книге казанской поэтессы Елены Бурундуковской “Учебник жизни собственной пишу” (недавно она удостоена литературной премии им.М.Горького в номинации “Лучший поэтический сборник”. – Ред.) представляется возможным только с позиций традиционной культуры, классической, ставящей во главу угла пластическую выразительность и языковую ясность…


Стержень книги “Учебник жизни собственной пишу” – интонация. Такое ощущение, что каждое следующее стихотворение вызвано к жизни предыдущим, а исходное – существовало всегда. Просто до поры до времени исходное стихотворение не обнаруживало себя, чтобы не спугнуть все отпущенные состоянию метафоры. Слабое место интонации – ее однообразность, сильное – верность самой себе. Наверное, поэтому далеко не каждому поэту удается отказаться ради интонации от обилия тем и приемов, от многообразия ожиданий. Интонация – это почти судьба.


Начинается книга Бурундуковской с воспевания тихого городского отчаяния – “Дом, выгоревший изнутри,/ Разворошенное гнездовье”, с мужского мускулистого пессимизма – “Все страшнее и проще/ Начинается день”, а заканчивается почти религиозным принятием мира –


“… веткою колышет/ Тот самый человек,/ Который всех спасет” и растворением в ипостаси материнства – “Детство сына. Катанье на саночках с горки”. Однако это не то отчаяние, которое выбивает почву из-под ног, это отчаяние, заставляющее искать опору в самом себе, выходить за свои пределы, подниматься над своими бедами и страхами. Так же как растворение в ипостаси материнства оказывается для лирической героини только временным убежищем от самой себя, священной уловкой.


Поэтика Бурундуковской отсылает к довольно распространенному и мною вполне разделяемому взгляду на литературное творчество: поэт видит через детали, и чем крупнее поэт, тем более мелкие детали он способен обнаружить, вовремя их окликнуть. А обобщения – это возможность перевести дух, чтобы настроить на резкость поэтическую оптику. Хорошо, когда обобщения не банальны, когда они запоминаются надолго, становятся формулами, но и банальность не страшна, лишь бы деталь цепляла, лишь бы эпитет соответствовал: не оказывался вопреки авторским ожиданиям архаично-высоким или прозаично-низким.


Пристрастность Бурундуковской к пропорции золотого сечения при подборе эпитета лишний раз выдает в ней неоклассициста.


Не найти или почти не найти в стихах Бурундуковской ни иронии, ни самоиронии. Уж на что Кушнер неоклассицист, и то нет-нет да и рассмешит, и сам улыбнется. Бурундуковская же пишет “учебник”. И ей легче, не дописав страницу, разорвать ее, чем над страницей посмеяться. И это слишком серьезное отношение к собственной, да и вообще к жизни сначала озадачивает. Только потом возникает печальная догадка, что ирония и самоирония обращены вовне, и они хороши, когда перебрасываешь мостик от себя к миру, а когда мосты сжигаешь, веселить особенно некого. Ты заперт в себе, как в башне. И все, что остается, это подниматься вверх, к листве, к небу, как по винтовой лестнице, множа витки совести и грусти.


“Учебник жизни собственной пишу” – это, с одной стороны, признание в любви очень требовательной, а с другой – в любви совершенно бескорыстной, слепой. Признание кому? Адресат размыт, адресат ускользает. Это и город, и век, и Отечество, и детство, и “бумажные ангелы”, и “кошма облаков”, и “царство природы”, с которым лирическая героиня ведет беспрестанный разговор. Наконец, это признание в любви близким, в той самой бескорыстной любви, которая, поменяв предмет, становится требовательной, потому что и город, и Отечество, и век – это тот же ты, только разъятый, распыленный, развеянный. Как же тяжело собрать себя!


И под окнами чьими-то стоя,


подолгу себя узнавать


В отраженье размытом, двойном,


зазеркальном,


Где качается лампочка в сорок


замасленных ватт


И, как мельницы, тени минувшего


машут руками.


Одно из самых продуктивных состояний для лирика, как ни странно, – состояние предопределенности. Круг замкнут, маршрут раз и навсегда определен, шаг влево, шаг вправо – бред и тьма, прыжок на месте – свет и стих. “Сгорел апрель. Какая тут беда?/ Осталось про него стихотворенье”.


Гнетущая предопределенность, мышеловка, предельная очерченность забот, черный хлеб каждого дня – лучшей пищи для поэтического вдохновения и не придумать. Только тогда душа проламывает оболочку и заявляет о себе как о последнем, что у тебя осталось, что пока еще, по чьему-то недосмотру, все еще принадлежит тебе. “Только брезжит окошко / Среди общего сна…”


И вот уже обостряются зрение и слух. Но для чего? Неужели только для стихов? Да, только для стихов, как это ни печально. А может быть, это единственно возможный исход для человека слова? И исход не самый плохой. И предопределенность, безвыходность сменяются полной, таящей в себе соблазны неизвестностью…


Книги лежат в нас глубоко. И в пишущих, и в тех, кто далек от литературного творчества. Иногда книги лежат в нас так глубоко, что мы уносим их с собой. И книги эти остаются непрочитанными. Именно непрочитанными. Ведь нет никакого сомнения, что они написаны, просто – невидимыми чернилами. Но иногда книги, как затонувшие Китежи и Атлантиды, всплывают. И тогда с пугающей и ошеломляющей подробностью обнажается остов нашей общей жизни. “Лиственницы сухожильной прозрачный хребет”. И мы оказываемся застигнуты врасплох новым воистину географическим открытием. Мы простираем свои границы дальше, дальше в самих себя… Именно к таким открытиям мне хочется отнести книгу стихов Елены Бурундуковской.


Роман ПЕРЕЛЬШТЕЙН.


Елена БУРУНДУКОВСКАЯ


Новые стихи

Землепашка


Книжка, облако, лопата,


Грядка, поле, водоем.


Я на даче, как когда-то,


В детстве призрачном своем.


Садоводство. Стебли, корни.


Гусеницы, мотыльки.


Хоть земля нежирно кормит,


Держит, смыслу вопреки.


Я ее с утра тревожу,


Будоражу и рыхлю.


Подкормлю и унавожу,


Помидоры прополю.


Я на ломти землю режу


И возделывать берусь.


Ведь за мной зубовный скрежет,


Земледельческая Русь.


Я на даче. Землепашка.


Корни, кроны, облака.


На реке гурьбой барашки.


В поле злаки. На века.


Август


Месяц мух и сожалений,


Милый август на дворе.


Резче звезды, глубже тени


О предутренней поре.


Перегруженный плодами,


Клонит ветви старый сад.


Желтый лист, крутясь, слетает,


Вызревает виноград.


Распахнутся утром ставни,


Ветер прянет по углам,


Аромат прольется давний


Яблок с грустью пополам.


Об ушедшем дивном лете


Эта яблочная грусть.


Виноград обнимет плетью,


Упадет ко мне на грудь.


Все кончается любовью,


Начинается с нее.


Как постриженные брови,


В поле колется жнивье.


* * *


Химера все.


И этот день ненастный.


И позолота осени в окне.


Еще открытом, но уже –


не настежь,


Хотя природа словно вся в огне.


Опять округа скроется


под снегом.


Он снова на окрестности падет.


И этот день ненастный


был как не был.


И этот год как будто и не год,


А целый век – безумный,


високосный –


Прищурился и целится в висок.


Но вот он сам упал,


под корень скошен,


И медлит сыпаться в часах песок.


Еще мгновение, еще столетье –


Между вчера и завтра на весу.


Химера все.


Мечта о прошлом лете,


Когда сегодняшнее на носу.


* * *


Гузка лимона на блюдечке синем.


С каемочкой голубой.


Место мое между мужем


и сыном.


Между собой и собой.


Там, за окном, все легко


и понятно.


В небе закончилась ночь.


Нет, ничего не вернется обратно.


Я уже больше не дочь.


Час чаепития, час утоленья


Неутолимой тоски.


Так перед кем же мне пасть


на колени,


С болью сжимая виски?


* * *


В обратный путь,


как в сон без сновидений,


А все, что было –


было не со мной.


Воспоминаний призрачные тени


Окутывают ночью шар земной.


И я к окошку потному прильну,


И все, что есть сейчас,


в минуту эту,


Как эту полную, дебелую луну,


Опять приму за чистую монету.


* * *


О как уносят далеко


Меня фантазии приливы!


И жизнь качается легко


Или плывет неторопливо.


В ней все прозрачно и светло,


Все по любви и по порядку.


Небес прозрачное стекло.


Внизу – возделанная грядка.


Друзей семья, и сад, и дом.


И чаепития, и танцы.


Прогулки долгие потом


До невозможности расстаться…


Выводит вечер свой мотив.


Ночное небо смотрит строже…


И чувство первое смутит,


Чем безответней, тем дороже.


Ночная жизнь


Вечер упал. И раскинулись сети


Мыслей извечных


о смысле и проч.


Лампу зажгу.


При искусственном свете


Отодвигается ночь.


В книгу уйду с головой.


В приключенья,


В странствия, в общем,


по этой тропе.


Это ль не вечное наше спасенье –


Вымысел, слезы, т.д. и т.п.


Путник вернулся на родину


с миром.


Поздно. Приляг, дорогая, приляг.


Между тобой и оставшимся


миром


Только вольфрамовой нити


напряг.


* * *


У меня обстригли корни.


Мама, папа, где вы, где?


Стали вы цветочным кормом,


Путь ли держите к звезде?


Вы со мною были рядом,


Опекали день-деньской.


А теперь мне вас ни взглядом


Не коснуться, ни рукой.


Это так необъяснимо,


И несправедливо так.


Улетает струйкой дыма


Жизнь – дарованный пустяк.


Что в итоге остается –


Достается мне одной.


Рядом ластится и вьется


Мой отросточек родной.


Жизни – жизнью продолжаться,


Начинаться ни с чего.


За меня ему держаться,


Мне держаться за него.


* * *


Время призрачно и прозрачно.


И за ним ничего не стоит.


Мелочь листьев – звонкая сдача


В мои горсти летит.


Я в автобус зареванный сяду.


Оглянусь из окошка назад,


Где опавшим становится садом


Мой возлюбленный сад,


Где прошедшим становится


летом


Все что было – до слез,


И дорога припустится следом


Словно преданный пес.


Монотонность пустующих пашен,


Переливчатый, каплями – свет.


Этот мир в золотое раскрашен,


И почти неодет.


Я его полюбила заочно


В том, дожизненном сне,


Где прозрачное время проточно.


И даровано мне.


* * *


Памятники скученной Казани,


Улиц беспризорные сыны.


Широко раскрытыми глазами


Смотрят позолоченные сны.


Гений обстоятельства и места,


Химик. Выдающийся поэт…


Лица, узнаваемые с детства –


Из немногих памятных примет.


На свободной площади Свободы


В ледянистый ветер,


колкий дождь


Наблюдает за своим народом


Сказочный уже почти что вождь.


Памятники – это тоже люди.


Только их забыли пожалеть.


Нет ни идеалов, ни иллюзий,


И на подвиг обречен Джалиль.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще