В жизни творческого человека наступает рубеж, когда он начинает вести принципиальный диалог со своей судьбой. Данный свыше дар заявит о себе, позовет, не даст покоя… Однако только от самого человека зависит, как он распорядится своим талантом, сумеет ли в муках и радостях творчества создать собственный художнический мир.
Среди тех, кто смог, осознав свое творческое призвание, бросить вызов судьбе и подняться до настоящего искусства, уникальна личность челнинского литератора Михаила Гоголева. И дело не только в том, что к своему полувековому юбилею он сумел написать и выпустить тридцать восемь оригинальных книг прозы и поэзии. Хотя уже сам масштаб сделанного этим незаурядным человеком вызывает невольное восхищение. Такого в истории литературной жизни Нижнего Прикамья не было!
Еще большего уважения достоин другой факт. Гоголев, в отличие от многих коллег, совершенно иначе относится к писательскому труду: творчество для него никогда не было способом зарабатывания денег, благодаря чему он не поступился столь необходимой для настоящего художника как внутренней, так и внешней свободой. В начале девяностых годов Михаил почти на целое десятилетие уходит в бизнес, чтобы потом, вернувшись к литературе, ни от кого не зависеть в выборе тем и героев, сюжетов и конфликтов, и самое главное – в издании своих произведений.
И все у него получилось. Вопреки всем испытаниям… Самое страшное из них случилось, когда талантливому юноше шел двадцать первый год. В то роковое для Михаила лето 1976 года он окончил третий курс Казанского химико-технологического института и поехал в составе студенческого стройотряда в Нижнекамск. В краткие часы отдыха, во время ночного купания, прыгнул с обрыва в Каму и получил тяжелый перелом позвоночника.
Об учебе пришлось забыть. Долгие шесть месяцев длились скитания по больницам. С операциями, тысячами уколов, с убивающей волю к жизни болью. И все-таки значительно тяжелее были душевные муки, потому что рушились надежды на полноценное будущее. Казалось, выхода нет, когда ты обречен до конца дней передвигаться в инвалидной коляске. А жизненный путь только-только начинался…
Что тогда позволило Михаилу выстоять, не сломаться?.. Ответ, как всегда, надо искать у истоков, в родительском доме.
В одном из красивейших уголков Татарстана, у слияния трех рек – Камы, Ижа и небольшой Ахтиялки – расположилось село Ижевка. Здесь родился будущий писатель, сделал первые шаги. Мир детства Михаила был разнообразным, в нем соприкасались стихии деревенского и городского укладов жизни. Благодаря близости знаменитого санатория “Ижминводы” и туристическим рейсам красавцев-теплоходов, которые обязательно причаливали в этом живописном месте, раздвигался горизонт жизненных представлений местных мальчишек и девчонок.
Мотив жажды открытия нового как исходной ступени для утверждения себя во времени и пространстве станет одним из ведущих в творчестве Михаила Гоголева. Уже в первой книге рассказов “Белый шар”, написанной для детей и выпущенной в Казани в 1987 году, со всей очевидностью обнаружилось стремление молодого автора довериться полету детской мечты, но и не отрываться от родной земли.
Со временем он создаст впечатляющий по объему и тематическому богатству цикл “Рассказов о Леньке”. О тех, в сущности, друзьях детства, вместе с которыми постигал бесконечный свиток жизни. И ранее всего им откроется пленительная красота и близость природы, изменчивой в своем вечном постоянстве.
Во многих произведениях Гоголева отзовутся эти прикосновения к лику природы: гладь Камы, стелющийся туман над водой во время утренней рыбалки, дождь, разлив и стремительное течение могучей реки, камышовые заросли на ближних и дальних закамских озерах. Ягоды и грибы. Рыбьи стаи, проплывающие в речной глубине. Перелеты и пение птиц. Верный пес, чутко реагирующий на лесные шорохи… Как всего этого не хватало Михаилу в мертвенно-белой больничной палате! Стоит ли удивляться тому, с какой любовью он, возвращаясь памятью к давним переживаниям, “переплавлял” каждое событие, каждую встречу в художественный мир своих произведений.
Это очарование бытия рождалось не только в общении с природой, но и с миром людей, где центральным понятием становится родительский дом. В детстве и юности, ориентируясь в окрестностях Ижевки в любую непогоду, Михаил безошибочно находил к нему кратчайший путь…
Родители рано приучили его к труду, ответственности и самодисциплине. Простые люди, водитель и фельдшер, они сами находили в работе один из главных смыслов человеческого бытия. А в праздники в гостеприимном доме Гоголевых собирались родственники и друзья со всего села. Житейские разговоры и воспоминания чередовались с тостами под пельмени, наваристую уху и пироги со всевозможной начинкой. Как губка впитывал эти разговоры маленький Миша, учился жить с миром в ладу.
Может, из этих впечатлений он вынес принципиальную для него истину, что только в гармонии с окружающим миром человек сохраняет себя, свой внутренний мир. Эта мысль станет основным концептуальным мотивом его творчества. А о том, как лично ему удалось выстоять, не потерять себя (конечно, при поддержке многих людей, но прежде всего родителей и столь же удивительной в своем “стоицизме” жены Альфии), Михаил Гоголев рассказал в романе “Ясень на краю обрыва” и в повести “Ясень на семи ветрах”.
А в последнее время он стал писать еще и пьесы и ставить их как режиссер в самодеятельных театрах Набережных Челнов со школьниками и студентами, с рабочими КамАЗа. Кроме того, Гоголев создал фонд поддержки талантливых детей, учредил для них премии, а также выпускает под эгидой этого фонда детский литературный альманах.
Не сломался, не согнулся, не поддался ни одной из стихий… Михаил Гоголев живет и творит на берегах Камы, очень напоминая это благородное и редкое в здешних местах дерево – ясень.
Рахим ГАЙСИН.