Натан Рахлин – каким его помню

С удовольствием читаю статьи о Натане Рахлине, великом дирижере, и хочу рассказать о своих встречах с ним.

С удовольствием читаю статьи о Натане Рахлине, великом дирижере, и хочу рассказать о своих встречах с ним.


Первый раз это было в апреле 1973 года. Однажды утром по татарстанскому радио я услышала объявление о том, что в актовом зале Казанской консерватории состоится исполнение Седьмой симфонии Д.Шостаковича под управлением Натана Рахлина. В те годы очень много говорили об этой симфонии, о творчестве Шостаковича, и желание услышать знаменитое произведение было очень велико. Я живу в Зеленодольске и благодарила судьбу и казанское радио за такое объявление (сейчас так не делают, к сожалению). В тот же день поехала в Казань, купила билет и с большим волнением ждала начала концерта. Вот оркестр, занял свое место на сцене. Вскоре вышел дирижер, человек небольшого роста, Натан Григорьевич Рахлин. На пюпитре у него не было нот. Для меня это было удивительно, хотя тогда я уже знала, что Натан Григорьевич – талантливый, выдающийся дирижер, и уже заранее испытывала чувство радости от предстоящего.


Прозвучавшая симфония произвела на меня очень сильное впечатление. После ее окончания зал какое-то мгновение молчал, боясь пошевелиться, еще находясь во власти прозвучавшей музыки и действа дирижера. Когда Натан Рахлин повернулся к залу, было видно, что он взволнован не меньше публики. Мощная овация обрушилась на исполнителей, дирижер устало улыбался, долго кланялся, и оркестранты вставали несколько раз. Раскаты симфонии звучат у меня в ушах до сих пор.


Во втором отделении вечера прозвучало произведение П.И.Чайковского “Вариации на темы рококо” в исполнении знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича и оркестра под управлением Натана Рахлина. В те апрельские дни Ростропович и Галина Вишневская гастролировали в Казани. “Диалог” двух великих мастеров-музыкантов, Рахлина и Ростроповича, завораживал слушателей. Зал не дышал, стараясь не пропустить ни одного звука, ни одного движения смычка.


На следующий день мне удалось увидеть и услышать М.Ростроповича в качестве дирижера: шла репетиция, на которой готовилась программа, состоявшая из Четвертой симфонии Брамса, симфоничес-кой фантазии П.Чайковского “Франческа да Римини” и арий из опер в исполнении Г.Вишневской. Такие подарки судьбы остаются в памяти навсегда.


И еще одна встреча с Натаном Рахлиным состоялась уже в Зеленодольске зимой 1975 года. Я храню до сих пор абонемент “Симфонические концерты” на сезон 1974/75 гг. с автографом великого дирижера. Хочется отдельно сказать об этом абонементе. В маленькой книжечке из четырех страниц написано: в концертах принимает участие Государственный симфонический оркестр Татарской АССР, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР, лауреат Государственной премии профессор Натан Рахлин. Я уже не говорю о произведениях, которые исполнялись, ясно, что это отечественная и зарубежная классика, но интересно, кто еще принимал участие в концертах. Среди них пианист Алексей Наседкин, скрипач Виктор Пикайзен, дирижеры Игорь Безродный, Вадим Венедиктов. Очень известные музыканты!


В январе 1975 года мы с подругой пошли на третий концерт абонемента во Дворец культуры им. Горького. Вошли в зал и увидели, вернее не увидели, публику. Нас, любителей классической музыки, собралось всего восемь человек. Тогда мы с возмущением вспомнили, что в городе была всего одна афиша, у Дворца культуры, и многие просто не знали о предстоящем концерте. Но мы, восемь человек, не уходили из зала. Может быть, надеялись, что придут еще люди, но, увы… И вдруг на сцену один за другим выходят оркестранты, держа в руках свои инструменты: скрипки, виолончели, трубы, валторны… И наконец вышел дирижер, сам… Натан Рахлин! Я думаю, что до начала концерта за сценой шел спор: играть или не играть. И уверена, что Натан Григорьевич убедил своих музыкантов играть и тем самым оказать уважение нам, пришедшим на концерт несмотря на январский мороз и поздний вечер. Я уже не помню, что играл тогда оркестр, такими сильными были мои переживания. Судя по абонементу, исполнялась Четвертая симфония Бетховена.


Когда концерт закончился, мы с подругой побежали за кулисы, чтобы выразить свою благодарность и извиниться за то, что музыкантам пришлось играть почти в пустом зале. Натан Григорьевич стоял к нам спиной. Он укладывал какие-то вещи в чемоданчик, и мы увидели, что рубашка на спине у него была вся мокрая. Тогда ему было уже 69 лет. Я набралась смелости и, чтобы как-то загладить вину перед ним и его коллегами, рассказала ему о концерте с его участием в апреле 1973 года, о своих чувствах благодарности, восхищении его мастерством. Я очень волновалась. И до сих пор – пишу, и слезы наворачиваются на глаза. Рахлин тоже был растроган. Он говорил с нами о Седьмой симфонии Д.Шостаковича, о том, что очень любит этого композитора. А на прощание он сказал: “Когда приедете в Казань на концерт и если будет трудно с билетами, позвоните мне вот по этому телефону”. На моей абонементной книжке остались эта запись и автограф Н.Рахлина.


До сих пор я вспоминаю эти встречи и вновь убеждаюсь: чем величественнее человек, тем он проще, доступнее, тем больше в нем благородства и человечности. Мало таких людей, и чаще мы их не ценим при жизни. О моих встречах с великим музыкантом я рассказываю и своим детям и внукам.


Зоя САФИУЛЛИНА.
Зеленодольск

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще