Союз композиторов РТ выдвинул нынче на соискание Государственной премии РТ им. Г.Тукая композитора Луизу Батыр-Булгари – за творческий вклад в развитие национального музыкального искусства и создание циклов песен патриотической и гражданской лирики.
Если “песня – душа народа”, то, безусловно, Луизе Батыр-Булгари удалось найти ключ к слушательским сердцам. Ею создано более 500 песен, которые звучат в эфире, на концертах, праздниках, фестивалях в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных певцов. Кроме того, она автор более двадцати музыкально-сценических произведений, поставленных в театрах республики и за ее пределами, а также хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки.
Л.Батыр-Булгари находится в постоянном творческом поиске в области мелодического и жанрово-стилистического языка. Огромным вкладом в музыкальную культуру Татарстана является созданный композитором в последние годы цикл философско – публицистических песен, посвященный истории и судьбе татарского народа, в форме баллад и сказаний. Среди них – “Кул Шариф” – слова А.Рашита, “О, мой народ” – сл. Г. Рахима, “Поэма о Святой горе” – слова Р.Валеевой, “Ай, Биляр мой, ай, Булгар”- слова Н.Касимова, а также песни – размышления о драматической судьбе великого сына татарского народа Г.Тукая: “Березы Кушлауча” и “О, мой священный Кырлай” на слова Ф. Гиззатуллиной.
По признанию композитора, сочинять музыку она начала с двенадцати лет: песни, пьесы для фортепиано, музыку к школьным спектаклям. Занимаясь композицией под руководством известного педагога, композитора и теоретика Ю.Виноградова, она участвовала в ежегодных республиканских конкурсах юных композиторов. Одно из произведений юной Луизы Батыркаевой, впоследствии взявшей творческий псевдоним Батыр-Булгари, было исполнено на всесоюзном конкурсе пианистов и обратило на себя внимание самого Дмитрия Кабалевского. А в Казанской государственной консерватории ее творческим наставником был известный татарский композитор Рафаэль Белялов.
Луизу Батыр-Булгари всегда отличало бережное отношение к татарскому фольклору. Во многом это продиктовано желанием прикоснуться к собственным историческим корням. “Наш род, род Батыркаевых, довольно древний, – говорит композитор. – Он восходит к Батыркаю Иткинину – старшине-воеводе Емельяна Пугачева, ставка которого находилась в таежной деревне Озын Ялан (ныне – Бичурино) Бардымского района Пермской области, откуда родом и мой отец…”
Песни-баллады Л.Батыр-Булгари не могут оставить равнодушными. А вершиной творчества композитора в этом жанре, безусловно, является проникновенная песня-плач “Поэма о Святой горе”, повествующая о последних трагических днях города Биляра и его защитников. Это подлинный реквием национальной святыне. Его первой исполнительницей, как и многих других песен композитора, стала талантливая певица Наргиз. Благодаря яркому мелодизму и самобытности песни Л.Батыр-Булгари вошли в репертуар и таких известных татарских певцов, как Зиля Сунгатуллина, Зухра Сахабеева, Айдар Файзрахманов, Венера Ганеева.
Следует также отметить многолетнюю исследовательскую работу Л.Батыр-Булгари в качестве музыкального редактора, а вернее – реставратора авторского клавира балета Ф.Яруллина “Шурале”. Воссоздав по черновым рукописям весь музыкальный материал, бережно и вместе с тем творчески отредактировав его, Л.Батыр-Булгари тем самым сохранила для потомков оригинальную музыку автора первого татарского балета.
А музыкальным приношением композитора тысячелетию Казани стал авторский аудио-проект из одиннадцати компакт-дисков, куда вошли лучшие песни Луизы Батыр-Булгари, созданные за тридцать лет ее творческой деятельности. Это не просто ретроспектива, но и взгляд в перспективу, попытка наметить для себя новые творческие вершины.
Светлана ОЛИНА.