Жизнеутверждающий аккорд

В рамках прошедшего недавно в Москве IX съезда композиторов России в крупных российских городах состоялись концерты фестиваля “Панорама музыки России”, в которых были представлены и сочинения композиторов Татарстана – А.

В рамках прошедшего недавно в Москве IX съезда композиторов России в крупных российских городах состоялись концерты фестиваля “Панорама музыки России”, в которых были представлены и сочинения композиторов Татарстана – А.Луппова, Р.Калимуллина, М.Яруллина и других. Кроме того, Союз композиторов РТ внес в эту широкую “панораму” свой мощный, жизнеутверждающий аккорд. Таковым явился симфонический концерт, прошедший на днях в БКЗ им. С.Сайдашева.


Программа концерта удачно объединила музыкальные премьеры и произведения композиторов-классиков. А открыла его “Праздничная увертюра” Дмитрия Шостаковича, столетний юбилей которого отмечается в этом году. Пронизанная светом, неподдельной радостью и ликованием, она задала торжественно-приподнятый тон всему концерту.


“Татарская рапсодия” Альберта Лемана напомнила слушателям об одной из ярких страниц истории Казанской консерватории, в стенах которой профессор А.Леман воспитал не одно поколение талантливых музыкантов и композиторов. В концертной программе было также представлено новое произведение живого классика татарской музыки Алмаза Монасыпова – “Приношение Казани”, ставшее ярким откликом маэстро на тысячелетний юбилей родного города.


Несомненно, творческой удачей можно считать и новое произведение Леонида Любовского “Литания”. Оно перенесло слушателей в совершенно иную образную сферу. Написанное в жанре духовной поминальной молитвы, это сочинение прозвучало очень проникновенно, трогательно, как светлый и возвышенный образ из прошлого.


Как уже сказано, в программе концерта было много ярких премьер. Среди них – Сюита-фантазия по мотивам первой татарской рок-оперы “Крик кукушки” Р.Калимуллина. Это новая авторская трактовка, переосмысление ранее написанного сочинения.


В свое время рок-опера “Крик кукушки”, соединившая классические оперные формы и элементы эстрадной музыки, вызвала неоднозначные отзывы. Сопоставляя далекое прошлое и современность, композитор обращается в ней к теме исторической памяти, сохранения и возрождения культурных, духовных ценностей. И вот теперь автор представил публике развернутое, масштабное полотно, где основные темы оперы подвергаются подлинно симфоническому развитию.


Композиторы А.Луппов и Ш.Тимербулатов представили свои новые сочинения в концертном жанре. Нелишне заметить, что в творчестве Анатолия Луппова концерт – один из любимых жанров. На сей раз он предстал автором первого в истории татарской музыки Концерта для органа с оркестром. А прозвучавший в завершение программы Концерт для фортепиано с оркестром “Моя Казань” Ш.Тимербулатова по своему настроению перекликался с “Праздничной увертюрой” Д.Шостаковича. Вместе с тем, этому произведению, на наш взгляд, не хватило тонкости, изящества стиля.


Несмотря на отсутствие рекламы и ярких афиш, концерт прошел при полном аншлаге. Его успех по праву разделили солисты – заслуженные артисты Татарстана Лада Лабзина (орган) и Марат Сиразетдинов (фортепиано), а также Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Ф. Мансурова. Маэстро удалось очень умело, целенаправленно и убедительно выстроить драматургию концерта.


Как известно, первое исполнение решает судьбу произведения, и прошедший концерт еще раз продемонстрировал, что казанская композиторская школа остается в числе ведущих на общероссийском пространстве.И сегодня в нашей республике есть музыкальные лидеры – композиторы, знающие свою национальную культуру и владеющие всем арсеналом средств современного композиторского письма.


Лилия САФИУЛЛИНА.
Камилла ГАЛИ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще